skip to Main Content

Урок второй — имя Аллаха

Все в Коране начинается с именем Аллаха

            Коран в начале каждой суры, кроме суры «Тоуба», и между некоторыми аятами учит нас начинать каждое дело с именем Аллаха. Именем Аллаха, который объемлет в себе все совершенные качества и атрибуты. С именем Аллаха Милостивого Милосердного.

            Безусловно каждое дело, начатое с именем Аллаха, будет успешно завершенным, и чтобы мы не начали с именем Аллаха, несомненно добьемся успеха. Поэтому было бы уместным начать именно с этой темы.

 

Метод, по которому мы будем следовать:

  1. В первую очередь мы приведем аяты, связанные с этой темой
  2. Перевод аятов
  3. Толкование и вывод (итог)
  4. Объяснения, дополняющие тему

 

Аяты относящиеся к теме:

  1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! (Во всех сурах кроме Тавба)
  2. Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее (Сура Алак, аят 1)
  3. Он сказал: «Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться. Воистину, Господь мой — Прощающий, Милосердный». (Сура Худ, аят 41)
  4. Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно — от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными». (Сура Ан-Намль, 29-31)

 

Толкование отдельных слов

            Слово «исм» (имя) происходит от корня «сумув» (высота, величие). И так как называть именем является причиной ознакомления, познания и величия той или иной вещи, поэтому в данном случаи в арабском языке для обозначения имени используют «исм».

            Слово «Рахман» и «Рахим» оба они происходят от корня «рахмат» (милость). Согласно принятому, «Рахманом» называют того, милость которого является общей, она объемлет все сущее. Но «Рахим», это тот, чья милость объемлет определенную группу.

            Доводы, свидетельствующие о таком расхождении в значениях этих двух слов:

  1. «Рахман» в арабском языке считается гиперболой, а «Рахим» относительное прилагательное. Гиперболы имеет более усиленное значение, что является доводом всеобъемлющей милости. Но некоторые ученые сказали, что они оба имеют значение гиперболы или прилагательного.
  2. Другие же сказали, что так как прилагательное в арабском языке свидетельствуют о продолжительности (истимрар) и постоянстве (сабат), поэтому это касается только верующих. Но гипербола «Рахман» не имеет значения постоянства.
  3. «Рахман» имя относящиеся к Аллаху и не используется по отношению к другому, помимо него, в то время как «Рахим» используется как по отношению к Аллаху, так и к другим. 
  4. В арабском языке есть общий закон, который гласит: زيادة المباني تدلّ على زيادة المعاني

Множество букв свидетельствует об увеличение значений. В слове «Рахман» на арабском пять букв, а в слове «Рахим» четыре, поэтому значение «Рахман» является более обширным.

  1. Некоторые вывели различие этих слов из аятов Корана. Так как мы наблюдаем, что слово «Рахим» обычно приходит в Коране в связанным и ограниченным, в то время как слово «Рахман» приходит абсолютным, не обусловленным чем-то. Примеры из Корана:

Аллах в суре Ахзаб в 43 аяте говорит: «Он Милосерден (Рахим) к верующим». Или в 29 аяте суры Ан-Ниса говорит: «ведь Аллах Милосерден (Рахим) к вам».

Также некоторые предания свидетельствуют об этом различии. В Маджмауль Байан приводится хадис от Имама Садика (а): «Рахман — имя относящиеся только к Аллаху, но атрибут объемлющий всех, а Рахим — имя общее, но атрибут относящийся к определенной группе».

            Но нельзя отрицать и тот факт, что иногда они приходят в одном значении, подобно тому, как приводится от имама Хусейна (а) дуа в день Арафат: «О Милосердный в этой и следующей жизни, и Милостивый в них обеях».‌ Но это может быть лишь исключением и это никак не противоречит сказанному выше.

 

Толкование и итог

            Первый аят любой суры, кроме суры «Тауба», начинается с именем Аллаха, то есть мы объявляем о том, что начинаем все свои дела с именем Аллаха и требуем у него помощь. Какими бы не были наши дела, они не устойчивы, ограничены и ничтожны, но когда мы связываем их с именем Аллаха, то они нееременно приобретают устойчивость, стойкость и неограниченность, не заканчиваются и приобретают величие. Ведь наши силы иссекаемы, но связывая их с великим Аллахом, они приобретают величие. Они даруют нам особую готовность в выполнонении того или иного действия.

            Во втором аяте из четырех, которые мы привели ранее, можно наблюдать как ангел Джабраил начинает откровение с именем Аллаха и учит этому пророка Мухаммада (с).

            В третьем аяте Аллах нам рассказывает про Нуха и его племя. Когда наказание Аллаха стало настигать непокорных из числа племени пророка Нуха (а), Аллах приказал сесть в ковчег со своими сторонникам, число которых равнялось приблизительно восьмидесяти, поверившие ему. Он сел с ними в ковчег и сказал им, как это описывается в Коране: — Он сказал: «Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться. Воистину, Господь мой — Прощающий, Милосердный».

            В последнем приведенном нами аяте речь идет о письме Сулеймана царице Савской после того, как Худхуд сообщил ему о племени Саба и о их идолопоклоничестве. После того, как дошло до нее это письмо, она собрала своих подчиненых, сказав им: — Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно — от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: — Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными».

            Из всех этих аятов мы понимаем, что все дела, будь это наставление и обучение людей (подобно всем сурам, которые начинаются с именем Бога), или молитва людей перед Всевышним (подобно суре Фатиха), или начало посланнической мисси и первое откровение, или действие, которое является началом спасения людей, или начало письма и призыв к покорности перед Богом, должны начинаться с именем Аллаха.

            Другими словами, кто бы не начинал это действие, будь это Бог или творение Его, или ангел, или проророки, или другие люди, все они должны начинать свои дела с именем Аллаха, связав их с Ним, тем самым придавая величие своим делам. Ведь относительно этого пророк Ислама (с) сказал: «Каждое важное дело, в котором не упоминается имя Аллаха, не будет завершенным». (Сафинатул-Бихар том 1)

 

Back To Top