skip to Main Content

Урок третий — необыкновенная важность слов «Во имя Аллаха»

Обширное разъяснение вопроса

            В хадисах подчеркивается важность этих слов настолько сильно, что говорится о близости слова «Бисмиллах» к «исмуль-А’азам» (величайшее имя Аллаха).

            Во-первых, нужно определить, что такое «величайшее имя Аллаха». Что такое «исмуль-А’азам»? Величайшее имя Аллаха, что на арабском будет «исмуль-А’азам» или «Исмуллахиль Акбар», является самым великим именем Бога, и нет более великого. Согласно преданиям, это имя имеет самый широкий спектр эффектов во Вселенной, и доступ к нему является источником многих явлений, таких как ответ на молитвы, знание невидимого и влияние на законы природы.

            Во-вторых, это слово взято из преданий от пророка Ислама (с), где говорится, что если человек будет взывать к Аллаху Его самым великим именем, то Аллах ответит на его мольбу. Надо заметить, что предания имеются в разных мазхабах Ислама.

            Суть и пример великого имени не ясны. Некоторые считали, что это слова, а другие считали, что это истина за пределами букв и слов. Из хадисов можно получить только неполную информацию и восприятие этих имен. Согласно некоторым рассказам, не все обладают способностью и возможностью использовать и знать великое имя Аллаха. Только непорочные имамы (а), некоторые пророки и другие люди, такие как Баль’ам Ба’ура, предки посланника Бога (с), знали об этом имени. Они использовали это имя по-разному. Баль’ам Ба’ура был одним из ученых времен пророка Мусы (мир ему), и он ответил на призыв, но сатана ввел его в заблуждение. Баль’ам упоминается в исламских преданиях и в Торе. Кроме того, некоторые толкователи упомянули, что 175 аят суры «Араф» о нем. В этом аяте говорится: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим». В тафсире Ибн Касира в толковании этого аята говорится следующе: «Абдур-Раззак сообщает, что Абдулла ибн Мас’уд прокомментировал слова Аллаха: «Прочитай им весть о том, кому Мы дали Наши знамения, а он ускользнул от них» – речь идёт о человеке из народа Бани-Исраиль по имени Баль’ам ибн Абар. Шу’ба и несколько других комментаторов приводят это повествование от Мансура. Саид ибн Аруба сообщает со слов Катады, что ибн Аббас сказал: «Это Сайфи ибн ар-Рахиб». Также считал Катада. Кааб сказал: «Это был человек из аль-Балька (провинция в Иордании), он знал величайшее имя Аллаха и жил в Иерусалиме с великанами».

            Аль-ауфи сообщает, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это был человек из Йемена, которого звали Баль’ам ибн Баура, которому Аллах дал Свои знамения, но тот бросил их». Малик ибн Динар сказал: «Он был учёным из числа сынов Бани-Исраиль, его мольба принималась, и поэтому его ставили впереди в молитвах при бедствиях. Пророк Аллаха Муса (мир ему) послал его к царю амаликитов, дабы тот призвал его к Аллаху, но царь подкупил его, и тот последовал его вере и бросил религию Мусы (мир ему)».

            Али ибн Абу Тальха сообщает, что ибн Аббас сказал: «Известно, что Баль’ам был богобоязненным аскетом и учёным, и знал Величайшее имя Аллаха, с которым принималась любая молитва. Он был довольно уважаемым человеком своего народа. Когда же сыны Бани-Исраиль под руководством Мусы (мир ему) подошли к землям амалекитов, и Муса (мир ему) попросил разрешения пройти через их территорию к земле обетованной, амалекиты испугались, что израильтяне станут претендовать на их земли и решили воспрепятствовать коридору по их территории. Для этого они обратились к Баль’аму за проклятием на Мусу (мир ему) и сынов израилевых. Сначала праведник не соглашался, но когда ему пообещали большие мирские блага, он согласился, и тогда Аллах забрал у него все его привилегии. Об этом-то и говорится в Коране: «А он ускользнул от них и последовал он за сатаной». Ас–Суди утверждает, что Аллах послал Йушу в качестве пророка после того, как окончилось длившееся сорок лет блуждание по пустыне, так как в Коране Аллах говорит: «Аллах ответил Мусе на его просьбу, объявив о своем запрете этому неповинующемуся народу вступать на эту землю в течение сорока лет, на протяжении которых они будут бесприютно блуждать по пустыне, не находя себе места. Аллах — слава Ему Всевышнему! — сказал Мусе, облегчая его горе: «Не скорби же о том, что случится с этим народом, ведь они отступники и не повинуются воле Аллаха». (5:26)

            Приведем некоторые предания об этом, как суннитские, так и шиитские.

  1. Сподвижник пророка по имени Анас ибн Малик сообщает, что он однажды сидел с пророком, а в это время рядом молился некий человек. Затем он призвал к Аллаху следующими словами: — О Аллах! Я прошу тебя тем, что вся хвала принадлежит Тебе, никто не заслуживает поклонения кроме Тебя, ты Маннаaн (Дарующий), Создатель небес и земли! О Обладающий величием и щедростью! О Вечно Живой и Существующий!. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, он воззвал к Аллаху Его величайшим именем, которым если воззовешь, то Он ответит на мольбу, и если попросишь, то ответит на просьбу». (Передал Абу Давуд и другие).
  2. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, услышал как один человек говорит: «О Аллах! Я прошу тебя тем, что свидетельствую, что ты Аллах, нет божества достойного поклонения, кроме тебя, Ты Один, Самодостаточный, который не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему!». Тогда Посланник Аллаха (с) сказал ему: — Поистине, ты попросил Аллаха его величайшим именем, которым если воззовешь, то Он ответить на мольбу, и если попросишь, то ответить на просьбу!

            Теперь вернемся к нашей теме, а именно к тому, что слово «Бисмиллах» является близким к «исмуль-А’азам». На это указывают ниже приведенные предания:

            В одном из хадисов от имама Садыка (а) передается: — «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного» ближе к «величайшему имени Аллаха», чем глазное яблоко к радужке глаза. (Тафсир Бурхан том 1 стр. 41).

            Так же в хадисе от имама Резы (а) говорится: «Воистину, «Бисмиллахир Рахманир Рахим» ближе к «величайшему имени Аллаха», чем зрачок к глазному яблоку». (Тафсир Бурхан том 1 стр. 41).

            Произношение этих слов настолько важно, что в некоторых преданиях говорится о возможности божественного наказания в случае отказа от них. Так в одном из преданий говорится: «Абдулла ибн Яхья вошел к повелителю правоверных (а). Перед ним стоял стул, и имам (а) приказал ему сесть на этот стул. Абдулла сел, вскоре что-то случилось и какой-то предмет упал ему на голову, в следствие чего разбилась его голова и потекла кровь. Имам (а) приказал принести воду и омыть его голову. После этого он приказал Абдулле подойти к ниму ближе и он положил свою руку на разрез его головы, в то время, как Абдулла был очень нетерпелив. От этого разрез зарос и он выздоровел, будто перелома и не было. Затем имам (а) сказал: — О Абдулла! Хвала Аллаху, который сделал страдание искуплением грехов наших последователей в этом мире, чтобы они оставались здоровыми, соблюдая истину, и заслуживали божественную награду. Абдулла сказал: — О повелитель правоверных! Разве наказание за наши грехи есть только в этом мире? Имам (а) ответил: «Да! Разве вы не слышали слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Мирская жизнь — это тюрьма верующего и сад неверных!». Аллах очищает наших последователей своим прощением от их грехов в этом мире через их скорби и невзгоды, ведь как он говорит в Коране: «А что постигает вас (о, люди) из несчастия (в этом мире), (то это) за то, что обрели ваши руки [за грехи], и (при этом) Он (еще) прощает многое». Тогда наши последователи войдут в День Воскресения и увеличится их послушание, но Аллах накажет наших врагов в мире за их послушание, хотя оно не имеет ценности, потому что в их послушании нет искренности, и когда они вступят в День Воскресения, тяжесть их грехов и их козни против пророка Мухаммада (с) и его семейства и их истинных соратников ляжет на их плечи, и они упадут в огонь». Абдулла сказал: — О Повелитель правоверных! Я воспользовался твоим знанием, и ты научил меня, но если бы ты сказал мне, какой из моих грехов способствовал случаю, возникшему на этом собрании, было бы очень хорошо для меня не совершать его снова! Имам (а) ответил: — Когда ты садился, ты не сказал «Бисмиллах», и это бедствие стало искуплением твоих грехов! Разве вы не знаете, что пророк (с) передал мне от Аллаха, который говорит: «Все, что сделано без слов «во имя Аллаха», будет незавершенным». Абдулла сказал: — Да будут мои родителей искуплением за вас! Я больше не отрекусь от этих слов «Бисмиллах». Имам (а) сказал: — Тогда ты будешь счастлив! Абдулла спросил: — Какого толкование слов «во имя Аллаха?». Имам (а) ответил: «Когда слуга хочет что-либо начать, он говорит «Во имя Аллаха, то есть говоря, я делаю это ради этого имени, поэтому в каждом его деле, которое он начинает во имя Аллаха будет благословение Аллаха. (Бихаруль Анвар том 73, стр. 305).

            Но мы должны знать, что «Во имя Бога» не просто произносимые слова, которые человек автоматически произносит и тем самым хочет решить проблемы. Нет! Нужно вникнуть в эти слова таким образом, чтобы они стали частью нашей жизни. Другими словами смысл слов «Во имя Бога» должно быть реализовано в душе человека, чтобы когда он произносил эту фразу, он видел все свое бытие в прибежище Бога и искал помощь только у Него.

            Примечательно также то, что не только в устной форме нужно говорить эти слова, но и письма свои следует начинать с этих слов, как на это имеются предания. И также пример этому письмо Сулеймана (а) царице Савской.

            В хадисе от Имама Садыка (а) говорится: «Не оставляй «Бисмиллах», даже если напишешь стихотворение». Затем он добавил: «До Ислама люди начинали свои письма с фразы «Во имя твоего имени, о Аллах!». Когда был ниспослан аят: «Оно — от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: — Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! После этого люди стали начинать свои письма со слов «Во имя Бога». (Сафинатуль Бихар)

            В другом хадисе мы читаем, что имам Али аль-Хади (ас) указал на несколько работ одному из своих рабочих, а затем сказал ему: — А теперь скажи мне, что я сказал?. Он не смог повторить то, что он слышал. Тогда Имам (а) достал чернила и написал: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! По воле Аллаха помни, что все дела в руках Аллаха». Этот человек говорит: «Я улыбнулся, когда увидел написанное, и имам (а) спросил меня: — Почему ты улыбнулся? Я ответил ему: — Благо! Он сказал: — Объясни! И я ответил: — Да буду я выкупом за вас. Вы напомнили мне хадис, переданный одним из сподвижников вашего деда Али ибн Муса аль-Реза (мир ему). Когда он отдавал приказ, он писал: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! По воле Аллаха помни, что все дела в руках Аллаха». И имам (а) сказал тогда: «Если я скажу, что тот, кто оставит слова «Бисмиллах», подобен тому, кто оставляет свою молитву, то я буду прав».

            Также можно привести еще одно придание о словах «Бисмиллах». В хадисе от пророка (с) сказано: «Когда учитель говорит ребенку: — Во имя Аллаха Милостивого Милосердного, и ученик повторяет за ним, то Аллаха дарует освобождение от ада ребенку, его родителям и учителю. (Тафсир Бурхан, том 1, стр. 43)

            На этом мы заканчиваем эту тему высказыванием, популярным среди ряда толкователей Корана: «Значения всех божественных книг изложены в Коране. А значение всего Корана изложено в суре Хамд. И значения суры Хамд изложено в слове «Бисмиллах». И значение «Бисмиллах» в букве «Б» (с которой начинается Бисмиллах)!» (Тафсир Рухуль-маани, том 1 стр. 37).

            Возможно, что причиной того, что значения Корана и небесных книг сконцентрированы на слове «Бисмиллах» кроется в том, что все творения, все учения и законодательства в мире реализуются только с помощью Аллаха, ведь Он причина всех причин. А буква «Б» в слове «Бисмилла» — это обращение за помощью и поддержкой к Богу. Эта тема достойна внимания и размышлений.

 

Back To Top