skip to Main Content

Коран и необходимость познания (часть 2)

Тема познания (часть 2)

Мы здесь продолжаем начатую тему и разберем еще 20 пунктов, которые относятся к познанию, а также к невежеству.

21. Наука – источник материального прогресса

Аллах в Коране говорит: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». (Сура Аль-Касас, аят 78)

Это сказал горделивый и эгоистичный Карун, один из сынов Израиля, когда мудрецы, последователи пророка Моисея, посоветовали ему использовать свое богатство на благо общества, и не забывать свою долю в мирской жизни. То есть как Бог сделал тебе добро, так же и ты делай благо рабам Божьим, и не делай это богатство, данное тебе Богом, источником зла. Но он ответил им: «Я накопил это богатство силой науки и знания». Примечательно, что Коран не отрицает этого утверждения, а сразу утверждает: «Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями?». (Сура Аль-Касас, 78 аят)

Это неявное подтверждение показывает, что Карун обладал наукой и знаниями, с помощью которых он смог получить большое богатство (будь то эта наука алхимии, как говорят некоторые комментаторы, или знание принципов и ловкости бизнеса).

Но, конечно, притязания Каруна не должны были помешать ему использовать свое богатство на благо народа, потому что каким бы знающим и талантливым не был человек, он один не может приобрести большую часть богатств, так как в своих делал он использовал силу других людей. По этой причине он обязан сообществу и сотрудничеству людей. Однако этот стих показывает, что существует связь между «материальной наукой» и «материальным прогрессом». Это факт, который в современном мире хорошо наблюдается, ведь мы видим, что нации в свете науки и промышленности добились большого прогресса в материальной цивилизации.

Имам Садык (а) сказал: «Нет богатства богаче мудрости, и нет бедности хуже глупости».

22. Наука — источник силы (а знание — способность).

В Коране говорится: «А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Увидев установленный перед ним трон, он сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость». (Сура Ан-Намль, аят 40).

Этот стих связан с историей пророка Сулеймана и царицы Савской. Когда она хотела принести свой трон, один из могущественных предводителей джиннов сначала предложил принести его ей, прежде чем она встанет с собрания, но человек, у которого были знания из книги (визирь пророка Сулеймана, Асиф Ибн Бархия), сказал: «Я принесу тебе ее трон, прежде чем ты моргнешь», и он, в конце концов, сделал это, после чего пророк Сулейман поблагодарил Аллаха за таких дарованных ему друзей.

Хоть этот аят и говорит об особом случае, но вкратце он ясно раскрывает связь между наукой и властью, и является поощрением к получению большего количества знаний.

Имам Садык (а) сказал: «Не нападают сложные дела на знающего свою эпоху». (Кафи, том 1, стр. 27).

23. Наука – источник очищения души

В Коране приводится: «Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый». (Сура Аль-Бакара, аят 129). Это заявление было сделано пророками Ибрахимом и Исмаилом после строительства дома Бога, Каабы. Эта молитва наряду с другими молитвами к Богу, раскрывает связь между «знанием и мудростью» и «очищением и воспитанием». Здесь знание приходит раньше очищения. Но в двух других аятах Священного Корана, при объяснении замысла Святого Пророка Ислама (мир ему и его семье), «очищение» приходит перед «знанием», где он говорит: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении. (Сура Али Имран, аят 164). Похожие слова упоминаются в начале суры Джумуа, во втором аяте. Это различие в толковании того, что иногда образование предшествует воспитанию, а иногда воспитание предшествует образованию, очевидно, что это связано с тем фактом, что они взаимно влияют друг на друга. Наука является источником нравственного воспитания и роста, а рост и нравственное воспитание на некоторых этапах могут быть источником дальнейшего изучения науки.

Таким образом, каждый из них создает почву для другой на одном этапе, и это означает, что они взаимодействуют друг с другом.

В хадисе от Имама Али (а) говорится, что он сказал о науке следующее: «Одними из плодов знания является набожность, воздержание от прихоти, а также воздержание от грехов». (Бихаруль анвар, том 78, стр.6.)

24. Наука — источник терпения

Коран гласит: «Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?». (Сура Аль-Кахф, 68).

Эти слова сказал Хидр (а) пророку Мусе ибн Имрану (а), когда Муса (а) пришел к нему и попросил научить его своим знаниям, тогда Хидр (а) сказал ему: «Ты не сможешь быть терпеливым со мной, потому что ты не знаешь тайны моих деяний, и эта неосведомленность есть причина твоего нетерпения!». Эти слова хорошо передают, что сознание является источником терпения, а невежество порождает нетерпение. Конечно, терпение, в свою очередь, может увеличить источник знания и осознания, и, таким образом, они также оказывают взаимное влияние друг на друга, как сказано в Коране в нескольких стихах: «Воистину, в этом — знамения для каждого терпеливого и благодарного». (Сура Ибрахим, аят 5). А также в суре Лукман 31 аяте, Саба 19 аят, Шура 3 аят.

Излишне говорить, что путь науки и познания – это извилистый путь, полный взлетов и падений, который не может быть достигнут без настойчивости и терпения. Великие ученые, изобретатели и исследователи всегда достигали особого положения благодаря своему терпению.

25. Знание – обильное благо

В Коране говорится: «(Аллах) дарует мудрость, кому пожелает (из Своих рабов); а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но внимают (увещаниям) [получают пользу от этого] только обладатели (здравого) разума!». (Сура Аль-Бакара, аят 269). В этом аяте слово «Хикматун» (мудрость) происходит от слова «хакм», что означает предотвратить с намерением исправления. Уздечку животного на арабском называют также «хакаматун». Так как человеческое знание оберегает его от плохих дел, оно называется «мудростью», подобно тому как «агль» (разум) изначально означает «воздержание и оберегание», и поэтому веревка, которая привязана к ноге верблюда, чтобы он не двигался, называется «игаль». Мудрость называется «аглом», потому что она удерживает человека от дурных поступков.

В любом случае, нет более интересных слов, чем эти, так как Коран называет знание и мудрость, много благим. В этом выражении собраны все божественные блага, как духовные, так и материальные.

Из всего, что было сказано до сих пор под вышеупомянутыми двадцатью пятью названиями, ясно, что Коран, используя всевозможные выражения и тонкости речи, ведет человека к знанию, и говорит о том, что знание является высшим даром и гордостью для человека. Эти утверждения и аллюзии показывают, что путь к знанию и познанию открыт для всех, и что нет ничего полезнее этого, и это то, к чему мы стремимся.

Теперь мы обратимся к другим темам, которые говорят об отрицательных влияниях невежества, чтобы принимая во внимание негативные и смертельные последствия невежества, открыть себе путь к науке и знанию и их позитивным и животворящим влияниям.

Имам Али (мир ему) сказал: «Нет сокровища более полезного, чем знание» (Бахаруль анвар том 1, стр. 183)

26. Обитатели ада невежды

Аллах в Коране говорит: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». (Сура Аль-Араф, аят 179).

Арабское слово «Зараа» в этом аяте от слова «Зарун», что означает творение и создание, но так как говорится «Макайисуль луга», то изначальное его значение посев семян, и, возможно, по этой причине ученый Рагиб Исфахани в книге «Мафрадат» его основное значение упоминает как «выявление и раскрытие», а некоторые другие, например «Ат-тахкик фи калиматил куранил хаким», считают его основным значением «расширение».

И если смысл рассматриваемого аята — «творение», то смысл аята в том, что такие люди, которые не пользуются дарами Божьими, являющимися источниками и орудиями познания, такими как сердце, уши и глаза, не имеют никакой судьбы, кроме как ада, как будто они были созданы для него. И если это слово означает расширение, то это также указывает, что такие люди широко распространены в Аду. И в любом случае выражает тот факт, что в итоге невежество и выведение из строя средств и инструментов познания будет ни чем иным, как адским огнем.

Также Аллах говорит: «Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени». Они признаются в своем грехе. Прочь же, обитатели Пламени!». (Сура Аль-Мульк, аят 10-11).

Да, их великий грех в том, что они не использовали свой интеллект и не слушали слова истины, и тем самым закрыли двери знания и познания, открыв двери ада.

Исходя из второго стиха, который соотносит грех обитателям ада, и они признаются, что если бы они использовали свой интеллект, им не было бы места в аду, мы понимаем, что эти слова служат доводом, что они сами добровольно избрали этот путь. И если, как некоторые, взять первый аят, который мы привели изначально, в качестве доказательства теории аль-джабр (теория принуждения), подобно тому как это сделал Фахр Рази, то второй стих может быть его истолкователем. Так как мы знаем, что одни аяты толкуют другие. В любом случае связь между «адом» и «невежеством» очевидна с коранической точки зрения, и будущие обсуждения сделают ее более ясной.

В одном из хадисов пророка (а) говорится: «Аллах сказал мне: Каждый, кто будет идти по пути, в котором будет стремиться к знаниям, я сделаю для него легким путь к Раю». (Бихаруль анвар, том 1, стр. 173).

27. Невежество – причина падения человека.

Аллах в Коране говорит: «Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать». (Аль-Анфаль, аят 22).

В этом стихе ясно говорится, что если человек не использует средства познания, которые дал ему Бог, он падет так низко, что будет ниже всех живых существ на земле. Так почему бы не сделать так, чтобы он достиг вершин, а также места, где он видит только Бога, но, к сожалению, он поворачивается спиной ко всем этим возможностям, и тем самым падает на дно. Более того, когда человек не находится на пути добра и руководства, он использует эти великие дары, Богом данные таланты на пути зла, совершая ужасные преступления и изобретая ужасные предметы и средства, посредством которых он становится хуже хищных животных. Примеры тому мы видим в наши дни среди людей, далеких от Бога и его творений.

Имам Али (а) сказал: «Невежество — есть мятежное верховое животное, и тот, кто оседлает его, упадет, а тот, кто сопровождает его, собьется с пути». (Гурарауль-хикам, том 1, стр. 85).

28. Невежество – это слепота!

Аллах говорит в Коране: «Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом». (Ар-Раад, аят 19)

Здесь с одной стороны ученые и осведомленные, а с другой стороны слепые! То, что они стоят напротив друг друга показывает, что невежество равносильно слепоте.

То же значение, только в другой форме, мы наблюдаем в других аятах Корана:

«Не равны слепой и зрячий, мраки и свет, тень и зной. Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». (Фатыр, аят 19-22).

29. Жизнь с невежеством является жалкой старостью

В Коране сказано: «Одни из вас умирают, другие же возвращаются в жалкую старость и забывают все, что знали». (Аль-Хаджж, аят 5)

Тот же смысл упоминается с очень небольшим отличием в суре Ан-Нахль, аят 70:

«Аллах сотворил вас, а затем Он умертвит вас. Среди вас есть такие, которые превращаются в дряхлых стариков и забывают все то, что знали. Воистину, Аллах — Знающий, Могущественный».

Арабское слово «Арзал» в этом аяте происходит от слова «Разила». Обратившись к таким известным словарям как Макайис, Сихахуль луга, Муфрадат, а также другие, мы видим, что «арзал» означает низкое существо, или, другими словами, существо, которое незначимое и не имеет ценности, поэтому под «Арзалуль умр» подразумеваются самые никчемные дни человеческой жизни. Коран называет  глубокую старость, которая часто сопровождается забвением и утратой знаний, самым никчемным временам. На этом основании мы делаем вывод, что самыми ценным и лучшим временем жизни человека являются времена, когда он обладает знаниями и осведомленностью.

30. Невежество – источник неверия.

В Коране говорится: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, и они прибыли к народу, который был предан своим идолам. Они сказали: «О Муса (Моисей)! Сделай нам божество, такое же, как у них». Он сказал: «Воистину, вы — невежественные люди». (Аль-Араф, аят 138)

Удивительно! Люди, которые только что видели божественное чудо и божественную милость, оказанную им, предлагают пророку Мусе (а) изготовление идолов и идолопоклонство. Но пророк Муса (а) говорит в ответ, что это ваше невежество побуждает вас к идолопоклонству, а ведь источником идолопоклонства всегда и во все времена является ни что иное, как невежество, иначе как может сознательный человек поклоняться созданному им идолу? И просить бездыханное существо, подобное куску дерева и металла, разрешить его великие проблемы?!

История идолопоклонства также показывает, что этот безобразный акт всегда совершался в тени суеверий и иллюзий, и по мере того, как знания племен возрастали, идолопоклонство и политеизм отступали, и монотеизм тем самым процветал.

Великий пророк Аллаха Худ (а) сказал тоже самое племени Ад, когда увидел их упорство в идолопоклонстве и требование божественного наказания. Он сказал: «Знание — у Аллаха, а я лишь довожу до вашего сведения то, с чем я послан. Но я вижу, что вы являетесь невежественными людьми».

Использование арабского слова «таджхалун» в этом тексте как глагола, который обычно является причиной непрерывности, показывает, что «постоянное невежество» было источником многобожия и идолопоклонства, и на самом деле три типа невежества идут рука об руку и создают этот феномен: 1. Невежество в отношении Бога, что Ему не может быть равных и подобия 2. Невежество человека в отношении своего положения, что он выше всех божественных творений. 3. Невежество в отношении природы и никчемности неодушевленных предметов по сравнению с человеком.

Действительно, как может человек отделить кусок камня от горы, часть его сделать ступеньками своего дома, который постоянно под ногами, а другую часть сделать в виде идола, перед которым он падает на землю и просит решить его проблемы?! Не это ли невежество?!

31. Невежество — главная причина неудач

В Коране сказано: «О Пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они [неверующие] — люди неразумные». (Аль-Анфаль, аят 65)

Этот аят, относящийся к битве при Бадре, в котором говорится о неравенстве числа мусульман с многобожниками Мекки, разрушает миф о равенстве сил и повелевает не отступать от вражеских сил, даже если численность исламских войск, по количеству, будет одной десятой частью вражеских войск.

Но то, что компенсирует это кажущееся неравенство — согласно аяту — это две вещи:

Первое — терпение и упорство в верующих, а второе — невежество врагов, и это хорошо показывает, что упорство и терпение — источник победы, а невежество — причина поражения. Незнание данных Аллахом талантов и сил своего существования. Неведение о силе и способности Бога. Незнание методов и принципов войны, и другие невежества.

Пророк (с) говорил: «Кто действует без знания, он больше испортит, чем исправит». (Мушкатуль анвар, 135)

32. Невежество – источник распространения нечестия

В Коране говорится: «Неужели вы будете приходить с вожделением к мужчинам вместо женщин? О нет! Вы — невежественный народ!». (Ан-Намль, аят 55)

Здесь под невежеством подразумевается невежество в отношении Бога, цели сотворения, законов Его творения и незнание пагубных последствий этого постыдного греха (гомосексуализма). Это утверждение из слов Лута (а), великого пророка Бога, показывает, что склонность этих отклонившихся людей к уродливому и отвратительному акту гомосексуализма возникла из-за их невежества.

Такое же значение мы наблюдаем в словах пророка Йусуфа (мир ему и благословение): «Он сказал: «Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд». (Йусуф, аят 33)

Толкование, данное в этом аяте (женщины упомянуты во множественном числе), показывает не только дорогую жену (Зулейху), но и других египтянок, которые предложили Йусуфу сойти с пути целомудрия и чистоты, но он предпочел заточение в тюрьме, чтобы его душа не была заточена в темнице желаний египтянок.

Последнее предложение приведенного выше аята также показывает, что греховная любовь и сексуальные извращения (по крайней мере, во многих случаях) происходят от невежества, незнания ценностей человеческого существования, незнания ценных последствий целомудрия и незнания последствий грехов и, наконец, от незнания божественных заповедей и запретов.

В этой истории с пророком Йусуфом мы также ясно видим, что главной причиной преступлений его братьев было их невежество. Аллах в Коране говорит: «Он [Йусуф] (сжалившись над ними) сказал: «Знаете ли вы, что вы сделали с Йусуфом и его братом [Биньямином] (и что с ними произошло в конечном счете), когда вы были невежественными?». (Юсуф, аят 89)

Да, это вы сначала замучили своего брата по неведению, а потом бросили его в колодец! Вы солгали старому отцу, разбили его сердце разлукой с любимым сыном и, наконец, продали своего брата в виде раба за несколько никчемных дирхемов.

Вы предали другого брата Биньямина, вы оставили его, когда его обвинили в краже, и вы забыли завет, который вы заключили с вашим отцом, чтобы защитить его. И источником всего этого было ваше невежество!

В хадисе Святого Пророка (да благословит его Аллах и его семейство и приветствует) мы читаем: «Один ученый для дьявола является более тяжелым, чем тысяча поклоняющихся рабов». (Бихаруль анвар, том 1, стр. 177)

33. Невежество – причина высокомерия и упрямства.

Коран гласит: «Когда те, которые стали неверующими, поместили в своих сердцах высокомерие, высокомерие (свойственное для величайшего) невежества, (чтобы не признать Мухаммада посланником Аллаха) [[Это выразилось в том, что они удержались от записи в Худайбийском договоре «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», а вместо этого согласились написать «С именем Аллаха» и отказались записать «Это то, что решил Мухаммад, посланник Аллаха», а согласились на запись «Это то, что решил Мухаммад, сын Абд Аллаха»]], (в то время) Аллах низвел Свое успокоение на Своего посланника и на верующих (которые были вместе с ним) и сделал неотлучным с ними Слово остережения (охраняющее их от неверия и грехов) [свидетельство «Нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Аллаха»], и они [Пророк и верующие] имели больше прав на него [на свидетельство единобожия] и были достойны его. И Аллах о всякой вещи знающ!». (Аль-Фатх, аят 26)

Арабское слово «Хамиййатун» в данном аяте от слова «Хамйун», как говорит Рагиб в книге «Мафрадат»: «В основном это означает тепло, которое производится такими объектами, как огонь и солнце, а также телом человека (теплота, которую вырабатывает тело человека). И по этой причине состояние лихорадки называется «хумма», а так как высокомерие и гнев создают внутри человека обжигающий жар, поэтому это состояние в арабском обозначают как хамиййатун». В книге «Ат-тахкик фи Калимат иль-куран иль-хаким» также утверждается, что «хамиййатун» означает сильную жару, а также высокомерие и превосходство над другими.

Этот аят является одним из аятов, ниспосланных во время мирного договора при Худайбии. Многобожники Мекки препятствовали Пророку (да благословит его и его род) и мусульманам войти в Мекку, а высокомерие невежества не позволяло им уважать даже свои неотъемлемые законы, одним из которых являлось свобода паломничества в Дом Аллаха. Они тем самым нарушили святость дома Аллаха и его безопасность, а также нарушили свои собственные законы и традиции, вдобавок натянув плотную завесу между собой и истиной.

Прибавление слова «хамиййатун» к «джахилия» подобно прибавлению «следствия» к «причине», ибо от невежества всегда возникает высокомерие, упрямство и ярость гнева, ибо невежество не дает человеку увидеть конца последствий своего труда, а также не позволяет принять то, что он, возможно, ошибся в своем решении, и что есть знание выше его знания. По этой причине высокомерие и упрямство всегда больше у невежественных племен, чем у других.

И также по этой причине, когда явились к ним божественные пророки с небесными книгами и руководством от Бога, они сильно противились им, и вставали на борьбу с ними всякими наветами (ложными обвинениями).

«Они удивились тому, что к ним явился предостерегающий увещеватель из них самих, и неверующие сказали: «Это — лживый колдун!». Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!. Знатные люди из их числа удалились со словами: «Ступайте и терпите за ваших богов. Воистину, это — некий замысел (или нечто желанное)». Мы не слышали об этом [про то, к чему призывает Мухаммад] в последней религии [в христианстве]. Это — не что иное, как вымысел». (Сад, аяты 4-7)

Все эти слова исходят от упрямства, а упрямство от невежества и гордыни.

Повелитель правоверных Имам Али (а) сказал: «Знание — корень всех благ, а невежество — корень всего зла». (Гураруль хикам, стр. 12 и 20)

34. Невежество — источник оправданий

Аллах в Коране говорит: «Те, которые лишены знания, говорят: «Почему Аллах не говорит с нами? Почему знамение не приходит к нам?». Такие же слова произносили их предшественники. Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!». (Аль-Бакара, аят 118)

В истории пророков мы неоднократно сталкивались с тем, что невежественные люди всякими отговорками избегали веру, и использовали разные отговорки против ясных доказательств и божественных писаний и явных чудес пророков. Иногда они говорили пророку: «Почему ты человек? Почему вместо тебя не ниспосылались ангелы?!». Иногда говорили: «Почему нам не посылаются письма от Бога?!». Иногда говорили: «Мы не уверуем, пока ты не приведешь к нам Бога и ангелов!». А иногда говорили, что если ты не превратишь нашу землю без воды и травы в сад с ручьями проточной воды, и всевозможными деревьями, и цветами, и плодами, мы тебе не поверим! (Яркий пример этого значения дан в суре Исра, аяты с 90 по 93, и есть несколько примеров в других аятах Корана).

В самом деле, сознательным людям достаточен логический довод, чтобы прийти к истине, и если доводов много, то они станут сильнее, а упрямые и невежественные фанатики, не желающие отказаться от своих суеверий, прибегают к оправданиям каждый день, уклоняясь при этом от правды. Даже при решении их оправданий, они отказываются от этого и находят другое оправдание, потому что цель состоит не в том, чтобы найти правду, а в том, чтобы уклониться от правды.

Имам Али (а) сказал: «Невежда — ребенок, хоть и стар, ученый — взрослый, хоть и молод». (Бахаруль-анвар, том 1, стр. 183).

35. Невежество — причина слепого подражания

В Коране сказано: «Вот он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?». Они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им». Он сказал: «Воистину, вы и ваши отцы пребываете в очевидном заблуждении». (Аль-Анбийа, аяты 52-54)

Арабское слово «Тамасил» в этом аяте является множественным числом слова «тимсал», означающее существо, имеющее лицо, и относящееся как к скульптуре, так и к нарисованным фотографиям. «Акифун» от артикля «акуф» означает постоянное внимание, смешанное с возвеличиванием, и слово «итикаф», обозначающее особое поклонение, совершаемое в мечети, происходит от того же корня. Да, на самом деле идолопоклонники не имели логического довода для этого безобразного поступка и часто довольствовались слепым подражанием своим предкам, и по этой причине пророк Ибрахим (а) считал их явно заблудившимися. Поэтому пророк Ибрахим (а) говорит в продолжении этих аятов, которые указывают на его исторический суд над язычниками Вавилона: «Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?». (Аль-Анбийа, аят 66-67)

То есть это слепое подражание происходит от иррациональности и отсутствия мышления и рождается от невежества. Причина этого тоже понятна: Знающие и осведомленные люди обладают интеллектуальной независимостью, а интеллектуальная независимость не позволяет им слепо подражать, ведь это невежды всегда зависят от того и сего, слепо следуя чему либо.

36. Невежество порождает разногласия и разобщенность

Коран говорит: «Они не станут сражаться с вами вместе, разве что в укрепленных селениях или из-за стен. Меж собой у них жестокая вражда. Ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены. Это потому, что они — люди неразумные. (Аль-Хашр, аят 14)

Арабское слово «Кура» в этом аяте является множественным числом слова «карйатун», что означает поселение, как город, так и деревню, а иногда это слово обозначает группу людей, которые собираются в одном месте. А «куран мухассанатин» (укрепленные селения) относится к поселениям, защищенным башнями, рвами и прочими препятствиями от вражеского вторжения.

Этот аят, в котором говорится о племени Бани Надир (одно из трех еврейских племен в Медине), раскрывает их внутренний страх и внутренний раздор, и это происходит из-за их невежества. Аят говорит: «Не смотрите на их высокомерие и союзников, на самом деле они разногласящий народ, и это происходит из-за их невежества». Различия всегда возникают от невежества, а единство и единогласие исходят от осведомленности. Невежественные люди не только не видят большие опасности раздора, но и не знают о благах единства. Помимо этого, они также не знают принципов здорового сосуществования и правильного способа сотрудничества, и это в итоге приводит их к разделению. Фанатичные, упрямые, эгоистичные, эгоцентричные и мстительные люди никогда не могут быть объединены и единогласны, потому что каждая из этих вещей является большим препятствием на пути к единству, и мы знаем, что источником всех этих явлений считается невежество.

Поэтому Имам Али (а) в одном из преданий говорит:‌ «Если невежды будут молчать, среди людей не будет разногласия!». (Бахараланвар, том 78, стр. 81).

37. Невежество – причина дурных предположения и пессимизма

В Коране сказано: «После печали Он ниспослал вам успокоение — дремоту, охватившую некоторых из вас. Другие же были озабочены размышлениями о себе. Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества…». (Сура Али-Имран, аят 154)

Этот аят относится к истории ночи после битвы при Ухуде, которая была мучительной и тревожной ночью, потому что группа мусульман, пережив этот тяжелый удар врага, думала, что победоносные курайшиты вернутся в Медину и уничтожат последнее мусульманское сопротивление, которое ослабло из-за событий, произошедших в Ухуде. В это время Аллах погрузил их в спокойный сон и тревога их улеглась. Но слабоумные люди всю ночь бодрствовали, представляя страшные мысли, то разговаривая сами с собой, то недоумевая, действительно ли обещания пророка Ислама (с) были истинными. Можем ли мы, наконец, победить в этой душераздирающей ситуации, которая произошла в Ухуде? Переживем ли мы эту катастрофу? Или все, что нам сказали, ложь? И подобные этим, злые искушения и дурные предположения. Но будущие события показали, что они сильно ошибались, и что все божественные обетования были истинной, но поскольку они еще не разорвали свои связи со временами невежества, они скептически относились к Аллаху и Его Посланнику (с). Эта история показывает, что одним из источников дурного предположения и пессимизма является незнание и неумение правильно анализировать события. Поэтому, если человек в свете сознания обладает достаточной силой для анализа событий, он не попадется на такие дурные предположения.

38. Невежество — источник отсутствия воспитания

В Коране сказано: «Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя из-за пределов комнат, не разумеют. (Аль-Худжурат, аят 4)

Была группа арабов, которые время от времени приходили к дому Пророка (а) и кричали: «О Мухаммад, о Мухаммед, выходи к нам!». И пророка (с) сильно раздражала их грубость, но он хранил молчание из-за своего нрава, пока не были ниспосланы аяты суры «Аль-Худжурат», и он разъяснил этикет речи и обращения к пророку (с).

Выражение «Большинство из них не разумеют» — это тонкий намек на то, что грубость наглых и назойливых людей часто происходит от невежества. Кратко говоря, везде, где появляется знание, вместе с ним появляется и этикет, а где наблюдается невежество, там его сопровождает неграмотность.

В другом аяте Аллах говорит: «Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: «Аллах приказывает вам зарезать корову». Они сказали: «Неужели ты насмехаешься над нами?». Он сказал: «Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд». (Аль-Бакара, аят 67)

Этот стих связан с историей об убийстве, которое произошло среди сынов Израиля, и, поскольку убийца не был опознан и становился источником великих раздоров между сыновьями Израиля, Аллах повелел заколоть корову, а частью его тела ударить умершего, чтобы он заговорил, и указал на своего убийцу. Так как это было очень удивительное и чудесное дело, сыновья Израиля сначала с удивлением спросили Моисея: «Ты смеешься над нами?!». Моисей (мир ему) ответил: «Я ищу защиты у Бога, чтобы не быть одним из невежественных», то есть насмешка есть признак невежества и причина самого превосходства, высокомерия и гордыни. Даже иногда мы замечаем, как многие невежественные люди смеются над знающими людьми.

Не даром Имам Али (а) сказал: «Ученые чужды среди многих невежественных людей». (Бихаруль-анвар, том 78, стр. 81).

39. Невежество – причина социальных бед и сожалений.

Коран говорит: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (Аль-Худжурат, аят 6)

Этот аят, как основной принцип, наставляет мусульман обращать внимание при принятии вести на надежность передатчиков данной информации. Если до них дойдет известие, переданное нечестивцем и ненадежным человеком, они должны расследовать это и не предпринимать никаких действий до расследования, так как, в противном случае эта весть может вызвать всевозможные беды и сожаления.

Очевидно, что невежественный человек не может занять правильную позицию перед лицом различных событий, и его незнание является источником всевозможных потерь и бедствий, которые не приводят ни к чему, кроме сожаления и угрызений совести.

40. Невежество и изменение ценностей

Аллах в Коране говорит: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». (Аль-Бакара, аят 216)

Действия человека всегда направлены на ценности, которые он преследует, и определение ценностей всегда играет ключевую роль в направлении человеческих действий. Невежество заставляет человека ошибаться в различении «ценностей» и «антиценностей», а также считать то, что является причиной прогресса, добра и блага, злом или бесценностью, а причину несчастья рассматривать как причину своего блага или ценностью. В приведенном выше аяте говорится, что сражение на пути Аллаха является ценностью (это источник чести, гордости и успеха), но вы не хотите совершать его из-за невежества, потому что вы не знаете о его благих последствиях, и наоборот, молчание и отказ от сражения вы считаете мерилом здоровья и счастья, в то время как они являются причиной ваших страданий. Таким образом, невежество является источником ошибок в распознавании ценностей, что, в свою очередь, является причиной неправильного отношения к тем или иным вопросам к различным жизненным событиям.

Back To Top