skip to Main Content

Урок четвертый — является ли «Бисмиллах» частью Корана?

Являются ли слова «Бисмиллахир рахманир рахим» частью Корана? И является ли слово «Бисмиллах» одной из глав Корана?

            Комментаторы и ученые по кораническим наукам обычно не рассматривают «Бисмиллах» как один из аятов суры при подсчете стихов суры, за исключением суры Хамд, которая является, можно сказать, общем мнением всех юристов, и, следовательно, считается, что сура «Хамд» состоит из семи аятов. Они насчитали «семь стихов», один из которых — «Бисмиллах».

            Кроме того, одно из известных названий этой суры — «Ас-Саб’у аль-Масани» (Ас-саб’у — означает семь, а «Семь» из-за того, что аятов семь, и «Масани» потому, что эта сура была дважды ниспослана пречистому пророку Ислама (с). Но в любом случае запись «Бисмиллах» во всех старых и новых Коранах является неопровержимым доказательством того, что эти слова являются частью каждой суры.

            Передается от Абдуллаха ибн Умара, что, когда он начинал молитву, то после такбира (слова Аллаху Акбар в начале молитвы), он говорил «Во имя Аллаха Милостивого Милосердного»… и он говорил: «Если мы не будем говорить Бисмиллах, тогда почему оно написано в Коране?» Сунан Бейхаки, том 2 стр. 42-47

            Известный ученый Суюти в первом томе книги «Аддур уль-Мансур» передал множество преданий о том, что «Бисмиллах» является частью суры Фатиха.

            До нас дошли многочисленные повествования от непорочных имамов из семейства пророка Мухаммада (с) о том факте, что «Бисмиллах» является частью первой суры Корана «Фатиха», а также других сур Корана, и, следовательно, существует единогласное мнение шиитских ученых относительно этого. (См. Книги Хилаф шейха Туси, том 1, стр. 102, выпуск 82, и Сунан Байхаки, том 2, стр. 44, 45 и 46, а также в «Аддур-Мансур», том 1, стр. 7 и 8, и «Аль-Байян фи тафсир аль-коран», стр. 552).

            Например, в хадисе, приведенном в суннитских книгах, мы читаем о Джабире ибн Абдуллахе, который говорил: — Святой Пророк (с) сказал ему: «Как вы совершаете молитву? Джабир ответил: «Я говорю “альхамдулиллахи раббил, аламин“ (то есть оставляю слова Бисмиллах), и тогда пророк сказал: — Говори Бисмиллахир рахманир рахим».

            Специально для устранения любого недоразумения пророк (мир ему и его семейству и благословение Аллаха) настаивал на том, чтобы громко произносились слова «Бисмиллах» во многих молитвах. Аиша передает: «Посланние Аллаха (с) громко читал слова “Бисмиллахир рахманир рахим“». (Аддуруль Мансур том 1, стр. 8). В другом хадисе говорится, что один из сподвижников пророка (с) сказал: «Я молился за пророком, и он в молитвах магриб, иша, фаджр и джума, читал громко, вслух слова “Бисмиллахир рахманир рахим”». (Аддуруль Мансур том 1, стр. 8)

            Интересно, что в повествовании, переданном Байхаки, мы читаем: «Когда Муавия молился с жителями Медины, он произнес “Бисмиллах“ в суреФатиха, но во второй суре он отрекся от нее, а также не сказал перед руку такбир. Когда он завершил молитву, группа мухаджиров из рядов молящихся возразила ему со всех сторон, говоря: — Ты украл с молитвы или забыл?!. И после этого, всякий раз, когда Муавия молился, он читал «Бисмиллах» для следующей суры после суры Фатиха».  Это предание было рассказано Хакимом в «Мустадраке», том 1, стр. 233, и он признал действительность его передатчиков, и то же самое, с небольшим отличием мы наблюдаем в «Аддур уль-Мансур», том 1, стр. 8 и в тафсире «Рух Аль-Маани» Том 1, страница 39.

            Однако удивительно, что группа ученых все еще оставляет «Бисмиллах» в молитве, даже в суре Фатиха или читает ее шепотом!

            Примечательно, что Фахр ар-Рази в своем тафсире назвал шестнадцать доводов, подтверждающих тот факт, что слова «во имя Бога, Милостивого, Милосердного» являются частью первой суры Фатиха, и многие из этих доводов являются преданиями от пророка Ислама (с).

            Знаменитый толкователь Корана Алуси в книге «Рух аль-Байян», хоть и подвергает сомнению эти доводы, но в любом случае заявляет, что «Бимиллах» — независимый аят Корана, хотя при этом он не считает ее частью суры Фатиха. (Рухуль Маани том. 1 стр. 37). Фактически, он признал, что «Бисмиллах» является частью Корана, но непонятно, почему он настаивает на том, что этот аят независимый, и не является частью суры Фатиха?! В любом случае, нет ничего яснее, чем то, что «Во имя Бога» было написано во всех Коранах на протяжении всей истории Ислама, в начале всех сур, кроме суры Бараат (Тауба), и это конечно же было по приказу посланника Бога, и никак нельзя согласиться с тем, что пророк (да благословит его Аллах и его семейство и приветствует) приказал им включить в Коран то, что не является частью Корана. Поэтому мы не можем отделить слова «Во имя Бога» от сур ни под каким предлогом, так как это является своего рода искажением Корана. По этой причине Имам Бакир (ас) говорит о таких людях следующее: «Они украли самый ценный стих Корана “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного“». (Тафсируль-Бурхан том 1, стр. 42). И имам Садык (мир ему) добавляет: «Да убьет их Бог. Они выступили против величайшего аята Корана и думали, что если они произнесут его открыто, это будет нововведением (бид’атом), и это аят «Во имя Бога, Милосердного, Милосердного». (Тафсирул-Бурхан том 1, стр. 42). И по этой же причине непорочные имамы Ахль аль-Байт (ас) настаивали на том, чтобы вслух, во всех молитвах, днем и ночью, читался этот аят, чтобы разрушить это нововведение (отказывание от чтения ”Бисмиллах“).

            Вкратце: Важность фразы «Во имя Бога» среди аятов Корана становится очевидной, и по этой причине ей следует придавать большое значение. Но к сожалению, некоторые люди отказываются писать «Бисмиллах» в своих тетрадях, письмах, так как боятся, что кто-то без омовения дотронется до них. Но они не понимают, что отказ от этих слов в своих письмах, вызывает гораздо больше возражений. Ведь нам поручено писать и стремиться сохранять и уважать его, и если другие не проявляют должного уважения, мы не несем ответственность за них, и мы не должны пропускать «Бисмиллах» под этим предлогом, так как это будет более вредным для нас.

            В истории упоминается, что впервые в Исламе, по приказу имама Бакира (ас) была отчеканена монета во времена Абдуль Малика ибн Марвана. На одной ее стороне было написано «Ля иляха иллАллах», а на другой «Мухаммадун расулуллах (с)». И понятное дело, что все могли использовать эти монеты вне зависимости от религии, и слова о том, что нельзя дотрагиваться до этих имен без омовения, не служили причиной отказа от чеканки исламских монет.

Почему в начале суры «Тауба» нет слов «Бисмиллах»?

Первая философия:

            Ответ на этот вопрос прямо цитируется в хадисе повелителя правоверных имама Али (ас): «“Во имя Бога, Милосердного, Милосердного“ не было ниспослано в начале суры Бараат (Тауба), потому что “Во имя Бога, Милостивого, Милосердного“ означает безопасность и милосердие, а сура Бараат (Тауба) была ниспослана, указывая на отсутствие безопасности (для неверных, нарушающих завет) и в нем спрятан меч»! (Маджма уль-Байян, том 5, страница 2)

Вторая философия:

Некоторые люди считают, что эта сура является продолжением суры «Анфаль», потому что в суре «Анфаль» есть разговоры о заветах, а в этой суре говорится о нарушителях завета, и по этой причине между ними не упоминается «Бисмиллах». Это значение было передано в предание от Имама Садыка (ас), который сказал: «Сура Анфаль и сура Бараат (Тауба) — одно целое!». (Маджма уль-Байян, том 5, страница 1)

Третья философия:

Также возможно, что Бог не начал эту суру с «Бисмиллах», чтобы указать на тот факт, что фраза «Во имя Бога…» является одним из аятов каждой суры Корана.

Совмещение этих всех трех философий вполне возможно. Одна не исключает другую.

 

 

Back To Top