skip to Main Content

Нарушение обещаний

Следующая степень лжи заключается в нарушении обещаний. Противоположной стороной этого понятия является преданность своим обещаниям. Всевышний Аллах описывает своего посланника Исмаила (а) как преданного своим обещаниям, говоря о нем в Коране следующее: «Помяни в Писании Исмаила (Измаила). Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком».

Правдивость и преданность в обещаниях признак мужества и честности человек. Каждый, кто не сможет сдержать свое обещание, не должен давать его, иначе он принимает на себя ответственность за данное обещание, что само по себе сложнее, чем просто не дать обещание. Нарушение своих обещаний качество лицемера, так как лицемер тот, чей язык противоречит его сердцу. Посланник Аллаха (с) говорил об этом следующее: «Есть четыре качества, наличие которых свидетельствует о лицемере, и каждый, кто будет иметь хоть одно из этих качеств, будет иметь признаки лицемерия. Поэтому ему следует отдалиться от этих качеств, первое из которых, это ложь, второе нарушение данных обещаний, третье предательство в договорах и союзах, и четвертое, когда человек прибегает к грехам в своей вражде».

Иногда человек находится в таком положении, что не может выполнить свое обещание (но он намеревался выполнить свое обещание), такой человек не заслуживает порицания. Но если человек дает обещание, которое не собирается сдерживать, или же заключает договор с кем-либо, который он в дальнейшем собирается нарушить, или же просто не придает должного внимания своим обещаниям, то такой человек заслуживает безусловно заслуживает порицания, и он далек от хорошего нрава.

Не останется несказанным то, что если человек дал обещание безбожнику и не верующему человеку, то он также не имеет право нарушать данное обещание. Конечно же не хорошо заключать сделки с такими людьми и давать им какие-либо обещания, но если так произошло, то никто не имеет право на нарушение договора и предательства.

Имам Садык (а) говорил: «В трёх вещах нет никакого оправдания для человека:

  1. Сохранение чужого имущества, будь это имущество верующего или неверующего.
  2. Выполнение обещаний, данных хорошим людям или плохим.
  3. Добро в отношении своих родителей, будь они добродетели или преступники».

Фундаментом сильного общества является правдивость в обещаниях, так как все суды, договоры, контракты стран и отношения между продавцами и покупателями строятся на этом.

По этой причине, когда Абу Малик просит имама Саджада (а) разъяснить ему все положения в Исламе, имам таким образом ему отвечает: «Правдивость в речи, справедливое решение и выполнение обещаний».

Правдивость в обещаниях признак справедливости. Той справедливости, которая является основой правления и судейства, поэтому тот, кто не сдерживает данных обещаний, не может быть правдив, ведь тот, чьи слова противоречат его действиям также не имеет веры в божественные законы.

Имам Садык (а) говорил: «Если у кого-либо будут эти три качества, то у людей появится четыре обязанности в отношении такого человек:

  1. Во время разговора с людьми он не лжет им
  2. В сожительстве с людьми, он не мучает их
  3. Если обещает что-либо людям, то не подводит их и выполняет свое обещание

Для такого человека станет обязательным проявление справедливости среди народа, мужество его выразится среди людей, сплетни за ним будут запретны и братство с таким человеком станет обязанностью всех».

Верность — это не только мера хороших поступков этого мира, ведь правдивый в своих обещаниях в день Суда, когда человек и так будет загружен тяготами, все равно сможет найти приближение к Богу. Посланник Аллаха (с) говорил: «Завтра самым близким ко мне человеком окажется тот, кто был самым правдивым среди людей, тот, кто больше всех старался вернуть данное на хранение, тот, кто больше других усердствовал в выполнении заветов, и тот, у кого был самый лучший нрав, а его близость и отношения с людьми были самые крепкие».

На самом деле это благое качество становится причиной близости человека к Богу, его посланнику (с) и к людям.

Back To Top