skip to Main Content

Значение «прямого пути»- умеренность (ч2)

«Золотая середина»

Другое значение «прямого пути» — умеренность. Это не означает ни преувеличения, ни преуменьшения. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и его род ), проходя на кладбище мимо могилы, сказал: «Этого человека мучают», а с другой стороны была другая могила, и он сказал: «Его тоже мучают». Они спросили: — О Посланник Аллаха, за что наказывают первого и почему наказывают второго? Он ответил: — «Этот человек был интриганом, а тот человек не следил за чистотой». Эти оба пути неверны.

Абдуллах ибн Саннан подошел к имаму Садыку (мир ему) и сказал: «Наш сосед очень много сомневается, и поэтому он использует много воды». Имам ответил: «Он подчиняется дьяволу». Он не сказал, что это хороший человек, который так хочет служить Богу, что использует столько воды. Он сказал: — «Сомневающийся человек не является рабом Бога«. С одной стороны, сомнения — это плохо, с другой стороны — беспечность является плохой чертой, то есть беспечность в чистоте. Поэтому следует соблюдать умеренность.

Умеренность следует соблюдать и в финансовых вопросах. В Коране сказано: «Не отдавай другим так много своего богатства, чтобы самому не стать бедным, и не будь таким скупым, чтобы лишать других своей помощи». Ни расточительства, ни скупости не должно быть в человеке. В Коране в суре Различия 67 аяте сказано: «Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями». Если у вас, например, есть всего тысяча рублей, то вы не должны отдавать 900 рублей бедняку, ведь тогда у вас самих останется 100 рублей, и тогда нуждающимся станете вы.

Человек пришел к пророку (с) и сказал: — «О, Посланник Аллаха! У меня было пятьсот финиковых деревьев, и я раздал их все беднякам». Пророк сказал: — «Ты совершил ошибку!» Был ниспослан еще один аят: «Он — Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки, но не излишествуйте, ведь Он не любит тех, кто излишествует». (Сура Скот 141 аят).

У нас есть предание, что однажды пророку (с) сообщили о неком человеке, который скончался, но перед смертью завещал все свое имущество бедным. Пророк сказал тогда: «Разве у него не было жены и детей?». Ему ответили: «Да, у него были жена и дети». И он сказал: «Если бы я знал, то не позволил бы его похоронить на мусульманском кладбище». Если у него была семья, то почему он обделил всех перед своей смертью? Он должен был оставить и им определенную часть имущества.

Был человек в истории, который имел склад фиников, и завещал он его бедным, через самого пророка Ислама (с), чтобы сам пророк раздал в качестве милостыни все это имущество. В последний день, когда пророк раздал все финики в качестве милостыни, он вошел на склад и увидел несколько фиников, лежащих на земле. Тогда он сказал: «Если бы он раздал семечку этого финика в качестве милостыни своими собственными руками, это было бы лучше, чем я раздал милостыню вместо него». У нас есть предание в котором говорится, что в Судный День будут люди, которые увидят, что положение их детей превыше их положения. Они войдут в Рай и их положение будет великим. Тогда эти люди спросят у своей семьи: — Как вы достигли этого положения? Они ответят им: — Имущество, которое вы нам оставили, мы потратили правильно на себя и поэтому смогли добиться этого положения. Они будут сожалеть о том, что сами не смогли правильно распоряжаться своим богатство.

Наши непорочные привыкли говорить на доступным языке. Говорить заумно и играть словами — это не искусство. Надо говорить так, чтобы все понимали вашу речь. Искусство пророка (с) заключалось в том, чтобы выражать высшие смыслы самым простым языком. Когда непорочные говорили, фермеры понимали их, пекари понимали их, ученые понимали их. Однажды Имам Садык (а) набрал в свою благословенную руку камешки и поднял их так, чтобы они все выпали, сказав: «То, что произошло сейчас это первое состояние». Затем он снова взял в руку камешки и поднял ее вверх, но на этот раз сжав кулак, чтобы ни один камушек не выпал, сказав: «Это второе состояние». На третьем этапе он поднял руку с камушками, немного разжав пальцы, и оттуда упало несколько камешков. После этого он сказал, что вот смысл данного аята: «Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями». Расточительность в дарении — первый пример, когда ты отдаешь все, пока не опустеют руки. Скупость в давании — второй пример. То есть сжать так плотно кулак, чтобы ни один камушек не выпал. А третий пример, это «золотая середина», разжав пальцы, отсыпать часть, при этом оставив другую часть.

Back To Top