skip to Main Content

Ислам о друге и соседе

После родственников самыми достойными людьми для оказания им добра и блага являются соседи и друзья человека. Это две группы людей, которых Всевышний перечисляет в одном из священных аятов Корана: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов». В этом аяте, как мы видим, речь идет о соседях, с которыми у вас нет родственных отношений, а также о спутниках, которые на арабском также имеют значение друга.

Делать добро в отношении своего соседа и друга является приказом и наставлением от Всевышнего Аллаха и от непорочных (а).

Марван Калби передает, что имам Садык (а) следующим образом наставлял нас: — Я призываю тебя к богобоязненности, возвращению доверенного, правдивости, хорошему отношению со своими друзьями, и нет никакого могущества, кроме как с помощью Всевышнего Бога.

Абу Раби Шами передает, что с одной группой он навестил имама Садыка (а).Дом имама заполнился людьми, и тогда он сказал: — Не из нас тот, кто не будет хорошо обходиться со своим другом и не будет делать добро для своего друга и соратника, для своего спутника и того, с кем делил хлеб, а также не будет благим для того, кто был благ для него! Последние слова имама были с тем смыслом, что обходитесь с противниками вашей религии так, как этого велит Коран: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником».

С точки зрения Ислама друг тот, кто долгое время имел с тобой тесные отношения, и на первом этапе это тот, кто в одном котле с тобой. Имам Багир (а) говорил: — Сохрани свою искреннюю дружбу для верующего, а если твоим спутником стал иудей, то и ты будь для него хорошим спутником!

Метод наших непорочных (а) был таков, что те качества, к которым они призывали, в первую очередь были в них самих, а те качества, которые они порицали, вы не встретите в них. Имам Багир (а) говорил: — Имам Али (а) вышел в путь с человеком из другой небесной религии. Этот мужчина сказал имаму: — О раб божий, куда ты направляешься? Имам ответил: — В сторону Куфы! Но когда они достигли того места, где должны были разойтись, так как дорога в Куфу вела в другую сторону, имам Али (а) все равно пошел за этим человеком. Мужчина спросил: — Разве ты не направлялся в Куфу? Имам ответил: — Все верно! Тогда мужчин сказал: — Тогда почему вы не пошли по дороге, ведущей в Куфу, а двинулся за мной, ведь вы собирались в Куфу! Имам ответил ему: — Совершенство благого нрава в пути и в расхождении заключается в том, чтобы во время расставания человек сопроводил немного своего спутника. И это наставление нашего пророка (с). Мужчина спросил: — Это было наставлением вашего пророка? Имам ответил: — Да! И тогда этот мужчина сказал: — Тогда причина следования народа такой личности заключается в этих наставлениях и хороших делах! Теперь и я свидетельствую, что я на твоей религии! И мужчина направился с имамом Али (а) в Куфу где он стал мусульманином, познакомившись с имамом Али (а).

Посланник Аллаха (с) дал хорошие наставления в отношении соседей и определил их права и границы. Имам Садык (а) сказал: — К посланнику Аллаха (с) пришел некий мужчина из Ансаров и сказал: — О посланник Аллаха! Я в такой-то местности в таком-то племени купил дом, а моим соседом стал тот, на кого нет надежд на блага и нет мне безопасности от него! И тогда посланник Аллаха (с) приказал имаму Али (а), Салману, Абузару (передатчик говорит, что не помнит имя четвертого, но возможно это был Мигдад) объявить громко в мечети, что нет веры у того, от зла которого его сосед не в безопасности! После чего он приказал так объявить: «Сорок домов напротив, сорок домов сзади, сорок домов с правой стороны и сорок домов с левой стороны, в которых живут люди, считаются вашими соседями».

Также имам Али (а) завещал лежа в своей постели, перед смертью, следующее: — Заклинаю вас Богом! Заклинаю вас Богом в благом отношении с вашими соседями, о которых говорил посланник Аллаха (с) столько, что мы подумали, что в скором времени они станут наследниками человека!

Имам Садык (а) сказал: — Проклят, проклят тот, кто мучает своих соседей! И также он сказал: — Благое отношение с вашими соседями станет причиной увеличения ваших благ!

Back To Top