skip to Main Content

Приметы в Исламе

 

Приметы всегда были популярны среди людей и разных народов. Что-то люди принимали за «добрые приметы» и считали их признаком победы и удачи, а что-то принимали за «плохие приметы» и считали их причиной своих неудач.

Хотя логической связи между победой и поражением в таких вопросах, особенно в части дурных предзнаменований, не существовало. Все равно эти приметы часто имели, и до сих пор имеют суеверный и неразумный аспект. Чаще всего они несут в себе психологический настрой: — Хорошие приметы часто являются источником надежды, а «плохое предзнаменование» вызывает отчаяние и слабость.
Возможно, именно из-за этого вопроса: «хорошие приметы» не запрещены в исламских традициях, но «плохие» решительно осуждаются.

В известном хадисе, который был передан от пророка Ислама (мир ему и его семейству и благословение Аллаха), говорится: «Принимай приметы за добрый знак — и надейся на его достижение». Здесь отражен утвердительный аспект этого вопроса. И в жизни самого пророка (с) и непорочных имамов Ислама (мир им) мы наблюдаем, что иногда они воспринимали некоторые признаки, как хорошие приметы. Например, во время противостояния мусульман с неверными Мекки в Худайбия, мы видим, что когда «Сухайль бин Амр» (Сухайль с арабского переводится, как облегченный) пришел к пророку (с) как представитель неверных Мекки, и когда пророк (с) узнал о его имени, то сказал: «Его имя несет хорошее предзнаменование, ваше дело будет легким для вас». Известный ученый «Дамири», один из писателей 8 века хиджры, упомянул о том же в одном из своих трудов, и сказал: «Пророк (с) любил хорошие приметы, потому что каждый человек надеется на милость Бога, ступая на путь добра, а когда он оставляет надежду, то вступает на путь зла, и обращение внимания на дурное знамение является источником подозрения, заставляя человека ждать беду и не надеется на лучшее».

Однако дурное предзнаменование, которое арабы называют «татаййар» и «тира», было резко осуждено в исламских традициях, как мы уже говорили, и как это неоднократно упоминалось и осуждалось в Священном Коране: «Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы — народ излишествующий». (Сура Ясин 19 аят). Или в Суре Ограды в 131 аяте говорится: «Когда их постигало добро, они говорили: «Это — для нас». А когда их постигало зло, они связывали его с Мусой (Моисеем) и теми, кто был с ним. Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого».
Среди прочего, мы читаем в хадисе следующее: пророк (с) сказал: «Ат-тийарату Ширкун» Делать дурные предзнаменования и считать их эффективными в судьбе человека — является формой многобожия перед Богом. И мы также читаем: «Если дурное предзнаменование имеет эффект, то это психологическое воздействие». Имам Садык (а) говорил: «Плохое предзнаменование настолько эффективно, насколько вы его принимаете. Если вы слабо верите в него, то оно будет иметь слабый эффект, а если вы твердо уверены в нем, то оно будет иметь сильный эффект. Но если не верить в него совсем, то оно не будет иметь никакого эффекта».
В исламских хадисах процитировано высказывание пророка (с), где он сказал: «Способ борьбы с плохими предзнаменованиями — игнорировать их».
Также передано от святого пророка (с), что он сказал: «В Исламе есть три вещи, от которых никто не останется целым: Вера в плохие приметы, зависть и подозрительность. И тогда у него было спрошено: — Что нам делать при этом? Он ответил: — Когда ты видишь дурное предзнаменование, то не обращай внимания на него, а когда заметишь зависть в своем сердце, не принимай меры в соответствии с ним, и когда ты заметишь подозрение, то не бери его во внимание».

Странно, что вопрос о хорошем и плохом предзнаменовании существует даже в передовых индустриальных странах, среди так называемых просвещенных людей, и даже известных гениев. В том числе и среди жителей Запада, у которых дурной приметой является прохождение под лестницей, падение солонки соли, а также дарение ножа, встреча черной кошки и прочее.
Наличие добрых предзнаменований не является важным вопросом, как мы уже говорили, но часто оказывает положительное влияние. Всегда нужно бороться с обращением внимания на плохие приметы и держаться от них подальше. И самый лучший способ борьбы с этим — это укрепление духа доверия и веры в Бога, о котором упоминается в исламских преданиях.

Back To Top