skip to Main Content

Факторы успеха

«И помощь моя только у Аллаха [только Он мне помогает]; (только) на Него я положился и (только) к Нему обращаюсь (с покаянием)». (Сура Худ, 88)

Успех и процветание считаются основными стремлениями человека, но также и самым основным его желанием, и поскольку у них нет объективной основы, они находят особую интерпретацию в каждой нации и религии, и каждый видит ее в особом цвете и форме. Ислам представляет успех человека в соединении его с Всевышним, и каждый шаг ниже этой стадии имеет лишь ограниченный успех. Ислам считает, что путь приближения ограничивается действием по заповедям религии, поэтому можно смело сказать, что успех является продуктом религии, и поэтому Ислам считает религию и успех нечто целым. Поэтому мы видим, как в одном из преданий Имам Али (а) сказал: «Точно так же, как тело и тень неразделимы, так и успех с религией неразделимы». Соответственно, божественные пророки считали свою религию и ее продвижение божественным успехом. Имам Садык (а) считает основу Ислама и ниспослание книги откровения посланнику Аллаха (а) успехом, дарованным ему Богом. Имам Садык (а) говорит: «Посланник Божий (а) только благодаря божественному успеху осознал, что Джабраиль снизошел от Бога».

В аяте, который мы привели в начале обсуждения, пророк Шуайб (а) считает, что достижение его цели, то есть реформы общества, зависит от божественного успеха.

Прежде чем говорить о факторах и причинах успеха, считаем необходимым отметить два момента:

Во-первых, успех полностью зависит от намерения и движения человека.

Имам Али (а) сказал: «Кто будет иметь доброе намерение, тот достигнет успеха».

Количество и степень успеха также зависят от масштаба намерения и его прочности.

Имам Али (а) сказал: «Божьи дары Своим слугам даются в меру искренности их намерения». А также Имам Садык (а) сказал: «Действительно, количество помощи Божией рабам равно их намерениям, так что исправляющий свое намерение, усовершенствовал помощь Божию на себе. А кто не исправит свое намерения, тому помощь Божия будет столь же мала, как и его краткое намерение».

Еще один момент заключается в том, что в повествованиях упоминаются два признака, как признаки и символы успеха, один из которых заключается в том, чтобы обращать внимание на опыт. Использование своего опыта и других, освещает темные пути и придает человеку проницательность. Имам Али (а) сказал: «Сохранение опыта – признак успеха».

Второй признак успеха — перестать сомневаться и оставаться в безопасности от водоворота тьмы. Даже если ни от кого не скрыты опасности, грозящие человеку перед лицом различных рисков в жизни. Имам Али (а) сказал: «Оставление сомнений – признак успеха».

Следуя изложению этих двух вступлений, мы рассмотрим примеры причин и факторов успеха.

 

Чистота глины (природа, нутро человека)

То, что вызвало различие между человеческими существами, счастье одних и несчастье других, — это различие между их природой происхождения.

Имам Али (а) сказал: «Различие между людьми заключается в начале их природы, они состоят из соленой и пресной земли, твердой и мягкой. И насколько близко их изначальное нутро друг к другу, настолько они близки друг друга, и насколько далека их изначальная природа, настолько они далеки друг от друга».

Нутро человека, то есть та глина, из которой он создан, сильно влияет на успех человека. И несомненно из грязного нутро не выйдет ничего, кроме омерзительного точно также, как из чистого не выйдет ничего, кроме благого и праведного.

Конечно, сказанное не противоречит свободе воли человека и не противоречит изменению нутра посредством сильного желания. Эту тему следует разбирать в разделе свободы воли человека.

 

Самоуверенность

Сомнение и колебание считаются вредителями прогресса и лишают успеха. Поэтому после изучения различных аспектов каждого дела, а также консультации с советниками и благодетелями и, наконец, прося добра у Всемогущего Бога, следует отложить разные мнения и мысли, выбрав один путь и полагаясь только на Всевышнего. Как Всевышний говорит: «Когда вы примети решение, положитесь на Аллаха».

Раби’и ибн Амер был одним из солдат исламского войска и в битве при Кадисии, он подошел к Рустаму Фархзад, который был главнокомандующим иранского войска. Подойдя к нему, он сказал: «Принимайте Ислама или же готовьтесь к битве». Тогда Рустам попросил отсрочку, чтобы сдать отчет в центр и получить распоряжение. Раби’и дал ему три дня отсрочки. Рустам, удивленный его самоуверенностью, сказал ему: «Ты, кажется, командир исламского войска, который так дает отсрочку, не получив никакого разрешения на это?  Раби’и ответил: «Нет, я рядовой солдат, но мусульмане, как одно целое тело, если один из них дает отсрочку врагу, то все должны ее соблюдать».

 

Знания

Одним из факторов, играющих важную роль в человеческом успехе, является оснащение благами науки и знаний. Знания являются основной причиной творения, и вся вселенная была создана для познания и осознания сущности единства Всемогущего Бога и Его величия

Аллах в Коране говорит: «Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь».

Кроме того, Всемогущий Бог среди всех Своих благ напоминает нам о благе знания. И этим делает одолжение первому человеку на земле, то есть пророку Адаму (а): «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Который научил посредством письменной трости».

Поэтому знания являются источником всех благ и успехов.

Посланник Аллаха (с) говорил: «Знание — источник всех благ».

Так что секрет успеха после чистого нутра должен быть найден в науке. Поэтому первый шаг искателя этого пути – облачиться в одежды науки.  Наука, которая полезна для его этого мира и будущей жизни. И, конечно, без этого драгоценного одеяния не только не будет успеха, но и невежество постигнет человека, и нет никакого фактора для избавления от этого.

В Судный день, когда грешник будет раскаиваться и просить прощение за свою ошибку, говоря, что он не осведомлен был об этом грехе и поэтому совершил ошибку, то ему будет отвечено: Почему ты не учился?! Поэтому Посланник Аллаха (с) рассматривает наказание за грех для невежды как два наказания, это наказание за незнание и наказание за грех. Пророк (с’ говорил: «Грех знающего равен одному, а грех невежды двойной. Знающий будет наказан за свой грех, а невежда за грех и отречение знаний».

 

Выдержка

Терпение перед лицом трудностей — очень действенный фактор успеха.  То, что это красивое качество дает человеку, так это настойчивость в достижении цели и настойчивость в усилиях.

Вот почему повелитель правоверных (а), даже рекомендует играть роль выдержанного человека, чтобы достичь этого: «Если вы нетерпеливы, то делайте вид терпеливого, ведь редко встречается такое, что кто-то уподобляется группе и не считается одним из них»

 

Работа

Другими факторами успеха является работа, труд и стремление к существованию. Ислам настоятельно рекомендует это. Имам Казим (а) говорил: «Тот, кто зарабатывает на пропитание законным путем, чтобы прокормить себя и свою семью, подобен воину на пути Аллаха».

И также Ислам выразил отвращение к безработным. Имам Садык (а) говорил: «В стремлении заработка не ленитесь, чтобы не стать обузой для других».

Труд, с одной стороны, удовлетворяет материальные потребности человека, а с другой стороны, вызывает устранение отрицательных способностей, которые могут вести к обольщению и обману. Ведь если не занять свой нафс (душу) делом, то она займется не тем, чем следует. Абу Фирас привел в своем сборнике: «Если не займешь делом свой нафс, то он займет тебя». Поэтому в другом предании непорочный считает лень фактором упущения успеха: «Лень — причина неудач».

 

Связь с обществом

Еще одним важным фактором успеха является правильная связь человека с обществом. Эта категория вдвойне важна, потому что люди по своей природе являются социальными существами, и их индивидуальная жизнь почти невозможна. Религия Ислама в десятках шариатских глав, таких как чистота, молитва, хумс, закят, хадж, джихад и т. д., а также в различных нравственных главах, выражает указания на улучшение этих отношения. Права верующих друг перед другом, в том числе право на общие собрания, — является одним из важнейших нравственных вопросов, на котором Ислам всегда делал акцент.

От имама Садыка (а) передается: «Однажды по пути имам Али (а) встретил иноверца. Этот иноверец спросил у имама: Куда ты направляешься? Имам (а) ответил: «Я направляюсь в Куфу». Они двинулись вместе, пока не достигли перекрестка, и дорога в Куфу была на этом месте отделилась от дороги иноверца, который направлялся в другой город. Но вдруг он с удивлением увидел, как имам (а) продолжает идти с ним по одному пути. Тогда он спросил имама: — Разве ты не направлялся в Куфу? Он ответил: «Почему же? Я собираюсь в Куфу». Иноверец спросил: «Тогда почему же ты не направился в сторону Куфы?»  Намерение имама состояло в том, чтобы проводить его, и поэтому он сказал: «Это этика отношения к своему спутнику, и наш пророк (да благословит Аллах его и его семейство) приказал нам поступать так». Иноверец был приятно удивлен этому прекрасному отношению, после чего принял религию Ислам».

Конечно, как мы уже упоминали, секрет успеха в правильных отношениях, иначе плохие связи с нехорошими людьми и обществами приведут к

тяжелым и губительным последствиям. Имам Али (а) говорил: «Времяпровождение с прихотливыми ведет к отходу от веры и вызывает дьявола».

 

Поклонение

Познание Бога оказывает самое важное и фундаментальное влияние на успех человека. Такое знание, за которым естественным образом следует следование заповедям Бога, послушание и поклонение Ему, является первым фактором успеха, и другие факторы оцениваются в свете этого.

Имам Садык (а) сказал: «Раб не приближается к своему Господу посредством чего-либо после познания Его так, как он приближается через намаз».

Размышление в поклонении, искренность в нем и смирение — все это имеет свое количественное и качественное влияние на успех поклоняющегося. Размышление дает понимание поклонения, ставит искренность в этом на первый план, и, конечно же, эффект упорного и непрерывного поклонения, приближающий молящегося к Богу, неоспорим.

Среди актов поклонения, после намаза, более эффективным является

мольба и молитвы к дверям Всевышнего. Имам Али (а) говорил: «Дуа — ключ к успеху и победе».

 

Отдаление от ослушания Бога

Подготовка к воскрешению меняет атмосферу жизни и меняет наш взгляд на мир. Такой человек видит мир лишь как неустойчивый инструмент, а потому не полагается на него, и не слишком пользуется необходимостью этого мира, кроме как для прохождения через этот барьер.

Имам Садык (а) говорил: «Часто вспоминайте о смерти, ведь поистине, нет такого человека, который помнил бы о смерти и не отказался бы от этого мира, став аскетом».

Воспоминание о смерти, являющееся своего рода подготовкой к ней, оживляет сердце и выводит человека из депрессии и слабости.

Посланник Аллаха (с) сказал: «Очень часто вспоминайте смерть, ведь нет такого раба, который часто вспоминал бы смерть и Аллах не оживил бы его сердце и не облегчил бы ему тяжелую смерть».

Это также способствует избавлению от мирских желаний, как сказал имам Али (а): «Каждый, кто часто будет вспоминать о смерти, уменьшит свои желания к этому миру».

Кто всегда помнит о смерти в сердце своем, тот не смотрит на роскошь этого мира и не теряет свой капитал довольства тем, что имеет, ведь этот капитал есть причина утешения его тела в мире. Имам Хусейн (а) говорил: «Довольство — причина умиротворения и спокойствия тела».

И это фактор достижения хорошей жизни и счастливой жизни, которая обещана в Священном Коране мужчинам и женщинам с верой и праведными деяниями. Как сказано в Коране: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали». И когда было спрошено у имама Али (а) о толковании этого аята, а именно толкование слов «прекрасная жизнь», то он ответил, что это довольство имеющимся.

 

 

Back To Top