skip to Main Content

Как не грешить? (Часть 2)

Уважаемые братья и сестры! В преддверии месяца Рамадан наш проект islamro решил опубликовать для вас объемную статью в трех частях, где подробно разобраны методы для предотвращения греха. Ведь это настолько важный вопрос для всех нас, особенно в месяц Рамадан, что не уделить этому внимание было бы совсем нецелесообразно.

ЧАСТЬ 2

  1. Прощение замысла греха

Этап перед грехом — это «намерение». Если человек не оставит мысли о грехе, то со временем он его совершит. Покойный шейх Ансари (да смилостивится над ним Бог) в начале книги практических заповедей, в разделе «таджарри» (намерение греха без его исполнения) приводит два довода, то есть из Корана и Сунны о наличии или отсутствии наказания за это. Другими словами, довод на то, что будет божественное наказание за намерение о грехе и довод на божественное прощение за это. Затем он упоминает два способа резюмировать эти два аргумента. Примечательно то, что даже на основе второй категории довода о прощении, грешник заслуживает наказание, но божественная милость стала причиной его прощения. Среди упомянутых причин этот аят: «Если вы проявите то, что в ваших душах (совершив явный поступок), или скроете это [оставите это в своей душе], (то) Аллах (все равно) спросит с вас за это». (2:284). Другой довод хадис от пророка Мухаммада (с) сказал: «Когда два мусульманина сразятся друг с другом с мечами в руках и один из них убьет другого, то и убийца и убитый попадут в ад». На что его спросили о причине попадания в ад убитого, и он ответил: «Потому что он также намеревался убить».

В современном мире с любым, кто намеревается организовать переворот, даже если он еще не совершил его, поступают сурово. Но Милосердный Бог прощает наше непослушание и неуважение к Себе, хотя Он может наказать нас за наши греховные намерения, но Он прощает нас, чтобы мы могли отступить от первого шага и не совершить основной грех.

Самый выдающийся атрибут божественных пророков в Коране – богобоязненность. Как Бог говорит о пророке Яхье (мир ему и благословение): «И Мы даровали ему сострадание от Нас и чистоту. И был он богобоязнен».

Комментаторы истолковали богобоязненность этого божественного пророка как «избегание грехов», а также «отсутствие намерения греха». Потому что наивысший уровень благочестия, — это «избегать даже намерения греха». Имам Али (мир ему и благословение), рассказывая подробно о превосходных качествах Святого Пророка (с), говорит:

«Всемогущий Бог сказал Своему посланнику: — Каждое доброе деяние бывших народов до тебя имело только одну награду, и им было записан грех за каждое одно зло, и это было одним из их невзгод. Но я изменил это для твоей общины, и я вознаграждаю за каждое доброе деяние людей твоей общины десятикратно, а за каждый их грех записываю лишь одно наказание. В предыдущих народах, если у человека было доброе намерение, но он не довел его до стадии действия, то для него не записывалось вознаграждение, а, если ему удавалось исполнить это доброе намерение, то он получал одну награду. Но, если твоя община будет намереваться совершить добрый поступок, то даже если не преуспеют в этом, им будет записана одна награда, а, если преуспеют, то для них будет записана десятикратная награда. Это было одним из трудностей предыдущих общин, которые я убрал от вашей общины. Ведь в прежних народах, если кто-то намеревался согрешить, но не совершил сам грех, то он не был бы записан ему, а, если совершил, то соответственно грех был записан. Но, если твой народ намеревается согрешить, но не согрешит, то тогда для них запишется награда. Это было сложным предписанием для предыдущих народов, которое я убрал от вашего народа».

 

  1. Пример на практике

Мудрый и Милосердный Бог наставил человечество наилучшим образом через Коран и слова пророка (с) и его семейства (а). В начале суры Аль-Кахф он описал Коран как «хранитель». Это означает, что эта книга, благодаря своему всеобъемлющему содержанию, выполняет свою работу должным образом. То есть она наставляет человечество. Хадисы непорочных (мир им) — 16 000 из которых собраны в Книге Кафи — идеально дополняют руководство Корана. Однако Божья милость зашла так далеко, что в дополнении к этим двум драгоценным сокровищам поместилось еще одно руководство, чтобы мы могли достичь своей цели быстрее и совершеннее, и это дополнение — ни что иное, как «образ жизни непорочных (а)». Их совершенная непорочность и высшие качества проявлялись как в малых, так и в больших делах, чем стали для человечества живым примером для подражания.

В аяте о правдивых Бог повелел верующим быть с праведными, и наилучший пример этому наши непорочные (а). В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми». (9:119). Фахри Ради, известный суннитский толкователь Корана, говорит: Всевышний повелел верующим следовать за правдивыми. Таким образом аят свидетельствует о том, что порочные люди должны следовать за непорочными, чтобы уберечь себя от ошибок. И этот смысл аята относится ко всем временам, а не только к временам нашего пророка (с)». Имам Али (а) сказал: «Я вместе с посланником Аллаха и со своей семьей, и два внука будем над источником Ковсар. Каждый, кто желает нас, должен схватиться за наши высказывания и поступать в соответствии наших деяний». Имам Садык (мир ему и благословение) также в хадисе, адресованном Муфаддалу, классифицируя шиитов с точки зрения любви к Ахль аль-Байт (мир им и благословение Аллаха), представил истинных последователей следующим образом: «А другая группа любит нас и хранит наши высказывания, следует нашим приказам и не противостоит нам. Они от нас, а мы от них».

 

  1. Любовь к Ахль аль-Байт (мир им)

Еще одна мудрая мера Всевышнего, чтобы отдалить своих рабов от грехов, — это установление любви к семейству посланника Аллаха (мир им и благословение) единственной наградой за миссию пророка (да благословит Аллах его и его семейство). Бог говорит об этой награде в Коране: «Или же ты (пророк) просишь у них вознаграждения, и они обременены обязательствами?», а в другом аяте говорит: «Скажи: «Я не прошу у вас наград за это, Любви лишь к ближним я прошу», и также сказал: «Скажи: «То вознаграждение, которое я прошу от вас, предназначено вам самим».

В первом аяте он исключает любую награду за усилия пророка (мир ему и благословение Аллаха) и считает это одним из признаков его искренности. Второй аят, который требует духовной награды, то есть любовь к семейству пророка (с) от каждого, показатель, что в предыдущем аяте материальная награда была отменена, но не всякая награда. Третий аят также показатель высшей божественной милости и Его усилия, направленного на наставление людей, установив ту духовную награду гарантом наставления на истинный путь любого человека. То есть любовь к семейству пророка (а), что является путем имамата и вилаята, а также сохранением пути пророка живым, ничто иное, как постоянные плоды наставления человечества на путь истинный. Как говорил имам Бакир (а): «Духовная награда в виде любви к семейству пророка, которая от вас требуется, но вы сами в ней нуждаетесь (как говорит Аллах в Коране), наставляет вас на путь истинный и спасает вас от наказания Судного Дня». Так имам разъяснил нашу нужду в любви к семейству пророка (с), о чем говорит Коран.

Фактически, одним из наиболее важных последствий любви к семейству пророка является способность отдаляться от грехов и быть смиренным рабом Всевышнего. Значение этого высказывания Пророка (да благословит его Аллах и его семейство) становится более ясным: «Самый стойкий из вас на мосту Судного Дня — тот, кто больше любил мое семейство Ахль аль-Байта». Следовательно, чем больше будет любви к семейству пророка (с), тем больше будет расстояние от неповиновения Всевышнему, и тем самым такой человек будет в безопасности. По поводу этой любви есть некоторые примечательные моменты:

  1. Под любовью понимается особая любовь, которая влияет внешне в виде познания и влияние на любимого. Потому что обычная любовь не может быть наградой за пророческую миссию. Награда, которую установил Бог, была наградой в самые трудные времена пророчеств на протяжении всей истории. Фактически, основная цель определения этой награды — «брать за основу семью пророка во всех вопросах» для постоянного наставления человечества.
  2. Любовь в отношении семейства пророка (мир им и благословение) — это почва для любви к их возлюбленному, то есть к Всевышнему Богу. Вот почему мы читаем в молитвах Шабании: «О Господь, у меня нет силы вырваться из царства непослушания, кроме как когда ты пробуждаешь любовь во мне к Тебе».
  3. Страницы истории полны различных течений, подчеркивающих роль любви к божественным святым в оставлении греха. История Зухаира ибн Кайна Баджли, который тонул в грехах и заблуждении, является лишь одним из примеров этого. В день Тасуа (день перед Ашурой), когда армия веры и неверия готовилась к битве, ‘Урва ибн Кайс, командующий конницей армии Ибн Саада, сказал Зухаиру: «Ты был на нашей стороне (считал Усмана угнетенным, а его убийцей считал Али), почему же ты так сильно изменились?!» Зухаир ответил: «Клянусь Богом, я (в отличие от тебя) не писал письма Хусейну (а) и не посылал к нему посла, но путь нас объединил. Когда я увидел его, то вспомнил Посланника Бога (да благословит Аллах его и его семейство)».

 

  1. Покаяние

Одна из самых важных мудростей, открывающих дверь к покаянию для всех преступников, — это его сдерживающая роль в предотвращении совершения преступником будущих грехов. Взгляд на жизни известных кающихся в истории показывает огромное влияние покаяния в предотвращении грехов. Если бы Фудайл ибн ‘Ияд не раскаялся, многие владения были бы разграблены, многие путники стали странниками и многие сердца были бы разбиты. В его биографии говорится:

«В ту ночь, когда в нем произошла эта удивительная перемена, он был сбит с толку и рассеян. Его путь к лагерю, где отдыхал караван. В своей голове он стал сожалеть о своем испорченном прошлом. Путники того лагеря говорили о времени отправления. Один из них сказал: — Двинемся сегодня ночью. Другой сказал: — Я не советую отправляться сегодня ночью, лучше на рассвете, потому что на пути нам может попасться Фудайл, а его опасность угрожает каравану. Эти слова разожгли огонь в сердце Фудайла и на него очень сильно повлияло такой страх людей от его злодеяний. Тогда он невольно встал со своего места и закричал: «Люди! Знайте, что я Фудайл ибн ‘Ияд. Будьте уверены, что Фудайл больше не будет воровать и преграждать путь караванам. Он вернулся к Богу и раскаялся в своем грехе».

 

  1. Очищение разума

Размышление над деянием влияет на совершение этого деяния. Имам Али (а) говорил: «Размышление о послушании побуждают вас к послушанию, а размышление о грехе побуждают вас к совершению этого греха».

Священный Коран считает естественным и реальным размышление о грехе и наваждение от дьявола, но не следование этому считает проявлением богобоязненности. В Коране об этом сказано: «Те, которые остерегаются (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и отстраняясь от того, что Он запретил) – (они такие, что) когда касается их видение [наущение] от сатаны, они вспоминают (о том, что они должны быть покорны Аллаху и обращаться к Нему с покаянием), и вот, – они видят (что есть истина) [удерживаются от непокорности Аллаху и отказываются от повиновения сатане]».

Есть два вида греховных намерений. Иногда это намерение только в сердце, то есть оно непроизвольно проходит в голову человека, но не несет никаких последствий. А иногда это приводит к серьезной решимости согрешить. Об этом виде говорилось выше. Имам Садык (мир ему) сказал: Иисус (мир ему и благословение) сказал своим ученикам: Муса ибн Имран (мир ему и благословение) приказал вам не прелюбодействовать, а я приказываю вам не рассказывать своей душе о прелюбодеянии (не думать о прелюбодеянии), не говоря уже о том, чтобы совершить это. Ибо тот, кто сообщает своей душе о прелюбодеянии, подобен тому, кто зажигает огонь в красочной комнате. Дым огня очернит яркие стены этой комнаты, хоть даже и сам дом не будет сожжен».

Back To Top