skip to Main Content

Как не грешить? (Часть 1)

Уважаемые братья и сестры! В преддверии месяца Рамадан наш проект islamro решил опубликовать для вас объемную статью в трех частях, где подробно разобраны методы для предотвращения греха. Ведь это настолько важный вопрос для всех нас, особенно в месяц Рамадан, что не уделить этому внимание было бы совсем нецелесообразно.

ЧАСТЬ 1

Способы предотвращения греха

Одна из самых важных мудростей, открывающих дверь к покаянию для всех преступников, — это его сдерживающая роль в предотвращении совершения преступником будущих грехов. Взгляд на жизни знаменитых кающихся людей в истории показывает огромное влияние покаяния в предотвращении последующих грехов.

 

Вступление

Самая увлекательная и влиятельная тема, которую хранители различных религий используют в современном мире для привлечения людей, — это «божественная доброта и милосердие». Некоторые, к сожалению, утверждают, что история ада и мук будущей жизни не очень серьезна. Данное заявление явно противоречит всем оригинальным текстам всех мировых монотеистических религий. Вместо этих необоснованных заявлений, явные и скрытые проявления божественного милосердия должны быть извлечены из первоначальных религиозных текстов. Часть Божьей доброты скрыта за другими титулами и должна раскрываться тщательно и вдумчиво. Одна из этих скрытых милостей — это «множественные способы предотвращения греха и плохих поступков», данные нам в различных формах. Некоторые из них выполняются непосредственно Всемогущим Богом, а другие Он дает нам Своим руководством или посредством руководства Своих святых. В этой статье рассматриваются некоторые способы предотвращения греха.

 

  1. Общая непорочность

Всевышний Бог заложил в человеке определенный уровень непорочности. Если человек не испортит его, то он сможет спасти человека от грехов, а если он станет еще укреплять его, то сможет достичь положения непорочного человека. Сила вожделения или прихоть — одно из предварительных условий, на которых основано достижение совершенства. Потому что использование одного лишь разума не способствовало бы существу превзойти ангелов. Следовательно, Бог создал существо, отличное от ангелов и животных, под названием человек, объединив в нем две вещи, разум и прихоть. Вместе разум и прихоть могут помочь людям достичь совершенства. Что может превратить прихоть в опасное препятствие на пути к достижению совершенства, так это ослушание и неподчинение. Вот почему Бог ставит силу «непорочности» рядом с прихотью, чтобы оно действовало как тормоз во время отклонений, ослушания, предотвращая грех.

 

Значение непорочности

Слово «исмат» (непорочность) в арабском языке буквально означает «запрещение и сдерживание». Вот почему, когда араб закрывает нитью горлышко бурдюка с водой, он использует это слово. Этот термин также означает «божественная благодать, удерживающая всех людей от греха, а особую группу людей (пророков и имамов) — от греха и ошибок». «Стыд и скромность» — особый божественный дар человеку. Непогрешимость можно разделить на общественную и частную.

 

Общественная и частная непогрешимость

Эта божественная милость состоит из двух частей. Частная непогрешимость принадлежит пророкам, непорочным имамам и госпоже Фатиме Захре (мир им и благословение Аллаха), но общественная непогрешимость существует у всех людей, с разными степенями. У приближенных к Богу людей, то у Авлияуллах, были и есть высокие степени непогрешимости, потому что они не нарушали ее принципа и только укрепляли ее. Пример тому госпожа Зейнаб (с), а также Салман Фарси о котором сказал Алламе Маджлиси: «Он был практически близок к степени непорочного, и даже в самой непорочности он был».

Если обратить внимание на обычных людей или даже на преступников, то у них тоже ослушание не во всем, то есть они не все всевозможные грехи совершают. Например, в месяц Рамадан и Мухаррам мы видим, что преступлений становится намного меньше. То есть у них тоже была непорочность, которую они нарушили когда-то. И также стоит вспомнить Зулейху, которая обладала общественной непорочностью, но из-за любви к Йусуфу (а) она нарушила ее.

Ахль аль-Байт (мир им) в различных молитвах просят прощение тем грехам, которые способствовали снятию покрывал непогрешимости. Обратите внимание на предложение из молитвы Кумейл: «О Боже, прости мне те грехи, которые разрывают завесу непорочности».

В книге «великая милость», которая является сборником изречений аятоллы Бехджата (да смилостивится над ним Бог) говорится о господине мучеников имаме Хусейне (а) и последователях общей непорочности. Составители книги сделали следующий вывод из сборника высказываний:

По словам аятоллы Бехджата (да смилостивится над ним Бог), непорочность имеет две стадии: непорочность в грехе и непорочность в ошибке. В этом отношении божественные пророки (а), госпожа Фатима Захра (с) и двенадцать имамов (а) имеют обе стадии непорочности. То есть, они были убережины от грехов и ошибок. Но непорочность в грехе не относится только к пророкам и этим личностям. Ведь были и другие великие люди, такие как Зайд ибн Али и некоторые из приближенных к Богу святых в разные эпохи, которые были непорочны в грехе, однако они могли ошибаться. Аятолла Бахджат (да смилостивится над ним Бог) говорит о возможности достижения такой непорочности: «Мы все обязаны оберегать себя от любого греха в любые времена и в любом месте. Но разве может ли нас Бог обязать тем, что по силам только пророкам?!».

Человек, у которого есть власть над собой в оставлении нежелательных и дозволенных действий, непременно имеет также способность оберегать себя от определенных запретов и грехов. Первый мученик (да смилостивится над ним Бог) пишет по этому поводу: «Трата времени на допустимые дела (мубах), даже если их немного, считается потерей. Ведь это уменьшает награду и понижает духовную ступень человека». Рассказывают о молле Абдулле Шуштари (да помилует его Бог), который был современником шейха Бахаи (да помилует его Бог) и Алламы Маджлиси (да помилует его Бог) говорят: «Когда он давал наставления своему сыну Хасану Али, он сказал ему: — Сынок мой, когда мне мои учителя дали разрешение на иджтихад, то с тех времен я больше не совершал дозволенные деяния (мубах — действие, которое не имеет награду или наказание) и нежелательные деяния даже в еде, питье, отдыхе и женитьбе».

 

Признаки непорочности

  1. Сложность совершения греха

В наших преданиях говорится, что отсутствие предпосылок для греха считается своего рода непорочностью. Как например не видящий, который не имеет возможности с похотью смотреть на чужих женщин или тот, у которого нет вина для распития. Как сказал Имам Али (мир ему и благословение): «Сложность совершения греха — часть непорочности». В предании, приписываемой пророку Иисусу (мир ему и благословение), также говорится: «Благодари много Бога за бедность, так как одна из причин непорочности в том, что у человека нет возможности делать то, что ему вздумается».

Ибн Мейсам пишет в своем толковании к книге «Нахджуль Балага»: «Одно из средств непорочности состоит в том, что, когда человек не имеет доступа к греху, он привыкает отказываться от греха так, что это состояние становится для него привычным».

Было бы уместно также тут привести историю Абу Басира, известного сподвижника имама Садыка (а). Рассказ о слепоте Абу Басира и о чуде, которое имам проявил, может объяснить приведенное выше повествование. Абу Басир рассказывает: «Однажды я сказал имаму Бакиру (ас): — Вы дети посланника Бога (да благословит его Бог и его семейство)? Он ответил: — Да! Я сказал: — Посланник Бога (с) является наследником всех пророков? Он ответил: — Да! Он унаследовал все их науки. Я сказал тогда: — Унаследовали ли вы все науки посланника Бога (с)? Он ответил: — Да! Затем он сказал: — О Абу Басир! Приблизься ко мне! Я подошел к нему, он провел рукой по моему лицу, и я стал видеть ровную землю, гору, небо. И тогда он мне сказал: — Хотел бы ты остаться в таком положении, но с условием расчета за все перед Богом или ты желаешь вернуться в прошлое состояние (слепота), и тогда Рай будет обещан тебе? Я ответил: — Я хотел бы вновь стать слепым, ведь Рай для меня любимее. Тогда имам (а) вновь провел рукой по моему лицу, и я стал таким же, как был ранее, и перестал вновь видеть».

Али ибн Хакам, который является одним из передатчиков вышеупомянутого хадиса, говорит: «Я рассказал эту историю Ибн Аби Амиру и он ответил: — Я свидетельствую, что эта история истина подобно ясному дню».

 

Несколько посланий:

Слова Имама Али (ас) в «Нахджуль Балага» содержат несколько важных посланий к нам и правителям:

  1. Отсутствие средства для совершения греха — это тайная божественная благодать для человека, поэтому не следует смотреть на каждый недостаток отрицательно.
  2. Если смена места жительства, занятия, работы и т.д. поможет нам воздержаться от греха, то это необходимо сделать.
  3. Одним из результатов и благ миграции мусульман из Мекки в Медину или из Мекки в Эфиопию стало то, что они смогли держаться подальше от среды политеизма, которая вынуждала их грешить и мешала свободно поклоняться Богу.
  4. Чтобы уберечь людей от греха, правители общества должны предпринять что-либо, чтобы устранить причины греха среди них и уберечь общество от греха с помощью мер безопасности и обучения.

В заявлении о втором этапе революции мудрый лидер Исламской Республики написал, поясняя главу, посвященную этике и духовности:

Нравственность и духовность, конечно, не достигаются приказом. Следовательно, правительства не могут создать его через силу и принуждение. Во-первых, они должны иметь свой собственный моральный и духовный характер и поведение, а во-вторых, они должны обеспечить почву для его распространения в обществе и дать место и помощь социальным институтам в этом отношении. Разумно боритесь с антидуховными и аморальными центрами и не позволяйте дьяволу силой и обманом заставить людей отправиться в Ад.

 

  1. Руководство непорочных (а) — благо духовной чистоты

Один из сподвижников имама Садика (а), который жаловался на плохое обращение с ним противников руководства семейства пророка (с), сказал имаму: «О сын Пророка! Люди плохо относятся к нам, они преследуют нас, они проявляют ненависть и негодование по отношению к нам, и они говорят с сарказмом и упреком. Будто мы, шииты, находимся не среди мусульман». Имам (мир ему и благословение) утешил его и сказал: «Разве вы не благодарите Бога за эти события?! Знай, что дьявол начал подстрекать людей завидовать вам и притеснять вас, когда разочаровался в том, чтобы забрать любовь к нам из ваших сердец и душ, отдалив вас от нашего руководства». Затем он указал на еще один признак непорочности, то есть стойкость шиитов на пути Ахли Бейта (мир им) и сказал: «Так благодарите Бога за непорочность, которую Он даровал вам (и в силу этой непорочности, атаки дьявола и поведение людей не навредят вашей вере). Затем он сказал:

«Каждый раз, когда вы столкнетесь с этими невзгодами и трудностями, которые кажутся вам тяжелыми и большими, то вспомните о страданиях и проблемах, постигших нас и других пророков и святых. Некий спросил Пророка (с): — Кто столкнется с самыми тяжелыми испытаниями и невзгодами в мире? Он ответил: — Пророки, затем их наместники, затем имамы, а затем верующие. В итоге, кто выше по степени веры и близости к Богу, у того бедствия и испытания будут сложнее и тяжелее. Знайте, что Бог избрал для нас и вас спокойствие и утешение вдали от страданий и невзгод в будущей жизни (не в этом мире). Как сказал Пророк (мир ему и его семейству и благословение Аллаха): «Мир — это тюрьма для верующих и Рай для неверующих».

 

Разрушение непорочности

Это божественное благо ослабевает и уничтожается из-за грехов, которые мы совершаем. В хадисе имама Саджада (а) упоминаются грехи, из-за которых разрушается это великое божественное благо: «Грехи, разрушающие непорочность, — это распитие вина, азартные игры и злоупотребление пустословием, заставляющее людей смеяться». Употребление опьяняющих напитков, игры в игровые автоматы, смех людей из-за глупостей и шуток, перечисление ошибок других и общение с грешными людьми.

Непогрешимость может быть укреплена или восстановлена и исправлена.

Есть способы, как это сделать:

  • Благочестие

Имам Али (а) в одном своем высказывании сказал: «Благочестие — это защита для вас в течении всей жизни, и оно вернется к вам после вашей смерти».

  • Хорошее намерение

Имам Бакир (мир ему) сказал: «Когда Всевышний видит в ком-либо добрые намерения, он ставит их в тень своей непорочности».

  • Извлечение уроков жизни

Имам Али (мир ему) сказал:«Извлечение уроков (от других, и тех, кто нас окружает) приводит к непорочности».

  • Терпение

В письме имама Али (а) имаму Муджабе (а) говорится: «Прикладывание усилий в проявлении терпения перед лицом невзгод становится причиной непорочности человеческого сердца и души».

  • Многократное поминание, плач и пробуждение

В хадисе от Посланника Аллаха (с) были упомянуты еще три фактора, усиливающих непорочность. «Есть три человека, которые находятся в безопасности от сатаны и его армии: Восхваляющие Бога, плачущие от страха перед Ним и кающиеся на заре».

  • Мольба

Имам Саджад (а) в одной из своих молитв к Богу говорил: «И даруй мне непорочность, которая приближает меня к страху перед (наказание) Твоим, отдаляет меня от совершения прегрешений и освобождает меня от совершения больших грехов.

В молитве, полученной от Имама Замана (да ускорит Аллах его пришествие) для чтения её в месяц Раджаб, мы также читаем: «Господь! Сделай нас непорочными с наилучшей непорочностью».

В двадцать девятый день священного месяца Рамадан мы молимся следующим образом: «О Боже! Охвати меня в этот день Своей милостью, и дай мне успех и непорочность, и очисти мое сердце от тьмы подозрений. О Милостивый к грешным рабам».

В одной из молитв Имама Саджада (а) мы также читаем: «Я прошу Тебя самого справедливого свидетельства, самого бодрого поклонения и самой полной непорочности».

 

  1. Разумные наказания

С самого далекого периода человеческой жизни вводились штрафы и уголовные дела для предотвращения преступлений. Уголовные наказания являются одним из наиболее важных факторов, вызывающих страх перед преступностью, и играют важную роль в сокращении коррупции и преступности в целом. Религия Ислам, которая содержит все необходимые правила для людей, и законы которой действуют для привлечения внимания и предотвращения коррупции в интересах людей, предписывает точные, справедливые и эффективные наказания с целью сокращения числа новых преступлений. В этих заповедях можно увидеть мудрое Божественное милосердие.

Осуществление божественного наказания является милостью как для преступника, так и для других. Когда другие видят этот пример, они отворачиваются от греха, а преступник получает две божественные милости. С одной стороны, исполнение наказания приводит к его очищению. Хумран говорит: — Я спросил Имама Багира (а): — Тот, кого побили камнями, будет ли он снова наказан в День Воскресения? Имам ответил: «Бог великодушнее этого». С другой стороны, это приводит к отстранению от этого греха, и даже другие грехи уже человек старается не совершать, чем бремя его грехов уменьшается. Имам Муса Казим (а) в толковании аята «Он оживляет землю после ее смерти..» (сура Римляне, аят 19) сказал: «Это не означает, что Бог оживляет землю дождем. Скорее, он побуждает людей восстановить справедливость, и земля возрождается через восстановление справедливости, и, конечно же, установление справедливости на земле более полезно, чем сорок дней дождя».

 

Самонаказание

Роль штрафов и наказаний в предотвращении ошибок настолько велика, что ученые нравственности серьезно рекомендуют самонаказание. В случае с покойным великим аятоллой Боруджерди (да смилостивится над ним Бог) рассказывается: «Когда он был в Боруджерди, он поклялся поститься в течение года, если он не сможет сдержать свой гнев и ярость, проявляя дерзость в отношении других. Однажды один из его учеников вывел его на эмоции за то, что говорил неразумные и неуместные вещи во время урока. После этого он год постился, чтобы исполнить свой обет».

Back To Top