skip to Main Content

Понятие смерти в Исламе

Как Коран интерпретирует смерть / В чем причина страха смерти?

Корнем страха смерти является одна из перечисленных ниже причин:

1. Многие люди интерпретируют смерть как уничтожение и умерщвление. Очевидно, что человек боится уничтожения. Если человек интерпретирует смерть в этом смысле, он, несомненно, будет всячески избегать ее. Поэтому даже в самых лучших жизненных ситуациях мысль о смерти отравляет его жизнь, и он всегда будет беспокоится и расстраивается по этому поводу.

2. Другая часть не считают смерть концом жизни, а боятся смерть только из-за своих плохих деяний и проступков, потому что они видят смерть как начало достижения зловещих результатов своих поступков. Поэтому, чтобы избежать божественного возмездия и наказания, они хотят, как можно дольше отсрочить смерть. Следовательно, если человек верит в будущую жизнь и воздерживается от ужасных и греховных поступков и выполняет религиозные обязанности, а при совершении греха, он раскаивается и очищает свою душу от скверны греха, то он не будет бояться смерти.

Некий человек сказал Пророку Ислама (с): — Почему я не люблю смерть? Он ответил: — Есть ли у тебя богатство? Он сказал: Да! Пророк сказал: — Ты что-нибудь из этого тратил для будущей жизни? Он ответил: Нет! И тогда пророк сказал: — Вот почему ты не любишь смерть! (то есть его книга деяний пуста).
Следовательно, самый эффективный способ борьбы со страхом смерти — это поверить в то, что смерть — это шаг в огромный мир, а не конец жизни. С другой стороны, он должен выполнять свои религиозные обязанности и надеяться на великую милость, и считать, что Бог добрее к своему слуге, чем мать к своему ребенку, и осознавать, что все мы от Него, и мы рано или поздно вернёмся к Нему, и Он любит Свое творение. В этом случае мы не только не будем бояться смерти, но и полюбим ее. Верующий может начать думать о смерти таким образом, что он не только перестанет бояться ее, но и даже станет жаждить ее, надеясь на бесконечное милосердие, обращая внимание на Божью милость и благодать, выполняя свои религиозные обязанности, оставляя грехи, а также всегда раскаиваясь в плохих поступках, возвращаясь к Богу. Ведь там он сопровождает Посланника Бога (мир ему и его семейству и благословение) и пречистых имамов (а), наслаждается благами, которые невозможно представить. Смерть — это одно из божественных милостей, которое, к сожалению, сегодня толкуется как разрушение и небытие, хотя истинное значение, это возвращение к своему Богу.

Большинство представляют смерть как конец, итог и исчезновение. Но эта точка зрения никогда не согласуется с тем, что говорится в Священном Коране, и с рациональными мыслями, которые к этому убеждению приводят. Согласно Корану, смерть — это переход из одного мира в другой, и поэтому многие аяты Корана интерпретируют смерть, как возвращение души ангелами.

В одном из преданий от Имама Садыка (мир ему) говорится: «Человек пришел к Абузару и сказал: — О Абузар, как же так, что у нас смерть считается плохой? Он ответил: — Потому что вы заселили этот мир и разрушили будущую жизнь, и вам не нравится переходить из дома нынешнего в дом разрушенных!». Из этого предания мы делаем вывод, что способ не бояться смерти — это поверить в то, что смерть — это шаг в огромный мир и ни в коем случае не конец жизни.
Имам Али (мир ему и благословение) говорил: «Клянусь Богом, любовь и привязанность сына Абу Талиба (то есть себя он имеет в виду) к смерти на пути Бога больше, чем привязанность ребенка к груди матери».
Имам Саджад (мир ему) сказал: «Смерть для верующих подобна раздиранию грязной и наполненной насекомыми одежды, снятию тяжелых оков и цепей, и превращению ее в самую роскошную одежду, самые лучшие духи, самый удобный транспорт и самый подходящий дом».
Имам Хусейн (мир ему) в Кербеле, когда война усиливалась, сказал своим соратникам об истине смерти: «Будьте терпеливыми, о потомки великих людей, ведь смерть всего лишь мост от печалей и горь к великим садам Рая. Кто из вас расстроен переходом из тюрьмы во дворец? А в отношении ваших врагов наоборот, будто из дворца они переходят в тюрьму и к мучениям. Мой отец передал от посланника Аллаха (с), что мир, — это тюрьма верующего и рай неверующего, а смерть мост в райские сады для верующего и мост в ад для неверующего».
Имаму Садыку (мир ему) было сказано: «Опиши нам смерть! На что он ответил: — Для верующего она подобна самому ароматному цветку, который он вздыхает и от этого теряет сознание, а усталость и боли покидают его. А для неверующего она подобна укусу змеи и скорпиона».

Те, кто, с божественной точки зрения рассматривают смерть как переход к вечной жизни, открытие двери в новую жизнь, и кто так же верит, что Божья милость и прощение безграничны, те надеются на Его благодать и милосердие и не боятся смерти, независимо от того, насколько велики их грехи. И насколько бы они не были больши, они все равно несравнимы с бесконечной милостью Бога, поэтому «водой» покаяния верующие смывают следы своих грехов и живут с надеждой на милость Бога, ведь сам Коран гласит: «Аллах любит кающихся».

У некоторых мировоззрение таково, что они считают, что человек сокращается от рождения до смерти, а мир природы заканчивается с начала движения до истощения и распада, и ничего более. То есть объекты в мире движутся к распаду. Все, что двигалось и выросло из семени существования, уходит в ничто, и один из них — человек! По их мнению все сущее в этом мире находится в движении, которое приводит в никуда, к исчезновению. Человек часть этого сущего, поэтому они говорят, что мы теряемся в земле, то есть исчезаем. Но Бог отвечает на это, что мы никуда не исчезаем, а всего лишь наше тело разлагается, а наша истина (душа) забирается ангелами. Так говорится об этом в Коране: «Скажи (о, Посланник) (этим многобожникам): «Упокоит вас ангел смерти (забирая душу из тела, когда заканчивается жизненный срок), которому вы поручены, потом вы к вашему Господу (а не к кому-то другому) (в День Воскрешения) будете возвращены (чтобы Он воздал вам за ваши деяния)».

Время смерти известно при рождении или нет?
С исламской точки зрения время смерти каждого человека известно Богу от рождения, и Бог точно знает, когда и где этот человек умрет. Но утверждение о том, что Бог определил смерть для всех людей и дал им причину, согласно которой реализация этой причины также является рукой Бога, и человек или другие факторы не играют никакой роли в ее существовании, является ложью. Поскольку для всех существует два типа крайних сроков, один — это определенный крайний срок, который также называется «официальным крайним сроком», и это ясный конец жизни. Второй термин условный, и если его условия произойдут, то наступит смерть. Если нет, то нет, или другие причины и факторы могут это изменить. В отличии от определенной смерти, которая в конце концов явится и не изменится.

Что касается естественной и врожденной структуры, люди обладают способностью выживать в течение длительного времени, но в течение этого периода могут происходить препятствия, которые не позволят им достичь максимума естественной жизни. Масляная лампа может гореть двадцать часов из-за масляного бака, но сильный ветер и дождь или отсутствие ухода могут сократить срок ее службы. И если лампа не сталкивается с препятствиями и горит до последней капли масла, а затем выключается, она достигла своего окончательного срока. Если предшествующие препятствия заставляют свет погаснуть, его срок службы называется неопределенным и «приостановленным». Пока человеческое действие находится в сфере судьбы (то есть в сфере подготовки и устранении препятствий), оно может быть изменено. Человек может изменить результат, заменив один фактор другим, но, когда все факторы собраны, наступает черед божественного суждения, и его нельзя изменить.

В результате у всех людей есть два типа судьбы: условная смерть и определенная смерть, и мы можем отложить условную смерть, но никак не определенную, как говорит об этом Бог в Коране: «(Только) Он [Аллах] – Тот, Кто сотворил вас [вашего праотца Адама] из глины, потом установил срок [определил сроки жизни для творений] и (еще) (другой) срок назначен [определен] у Него». (Сура Скот 2 аят). Конечно, суть всего этого заключается в том, что мы не знаем, является ли установленный нам срок окончательным или приостановленным. По этой причине в исламских преданиях указывается на причины долголетия, например по причине расхода имущества нуждаемся, поддержка родственных связей и так далее. В хадисе от Святого Пророка (мир ему и его семейству и благословение) говорится: «Милостыня предотвращает плохую и душераздирающие смерть».

Почему человек должен помнить о смерти?
Поминание о смерти несет в себе много полезных влияний на человека. Поэтому об этом много говорится в преданиях от непорочных имамов (мир им) и также мы это наблюдаем в словах тех, кто посвящает свою жизнь самоочищению. Священный Коран считает одной из выдающихся черт пророков «воспоминание о смерти». Как он говорит об этом: «Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель».
Особенность воспоминания о смерти состоит в том, что, если человек пребывает в достатке и счастье, и гордость переполняет его, вспоминая смерть, мир будет тесен для него. Он больше не сможет гордиться своим ограниченным богатством, а если он находится в муках жизни и страдает, то когда он вспоминает о смерти, мир становится для него просторней и комфортней. Он не страдает из-за нескольких дней мирских мучений. Имам Али (мир ему) говорит: «Тот, кто много помнит смерть, будет доволен небольшим количеством мира».

Имам Садык (мир ему) описывает последствия воспоминания о смерти следующим образом: «Воспоминание о смерти уничтожает прихоти души. Оно полностью устраняет корни небрежности. Укрепляет сердце божественными обещаниями. Оно укрепляет человеческий дух. Оно очищает от жестокости и жестокосердия. Разрушает признаки порицаемых желаний души. И Пророк Ислама (мир ему и его семейству и благословение) говорил: — Многократно поминайте смерть, ведь это очищает душу от грехов и уменьшает страсти к мирскому».

Back To Top