skip to Main Content

Похвальный и порицаемый страх

Страх — чувство, которое испытывал каждый человек и любое живое существо. Инстинкт страха — один из факторов, который часто спасает человека от смерти и приводит его к умиротворению и спасению, как уже было сказано. Фактически, если бы элемент страха и беспокойства не был вложен в людей или какое-либо живое существо, он никогда бы не попытался избежать опасность разумным способом.

Контроль похвального страха и порицаемого с точки зрения Корана
При всей пользе, которую инстинкт страха может принести в человеческую жизнь, не следует упускать из виду, что во многих случаях элемент страха не только не приносит счастья, совершенства и спасение для человека, а скорее, он создает основу для человеческих страданий в этом мире и в будущем. Поэтому некоторые виды страха не лишены недостатков и проблем для человеческой жизни. Фактически страх можно разделить на два типа: похвальный и порицаемый. Далее мы попытаемся указать на некоторые из этих двух типов страха в коранической науке.

Научный взгляд на похвальный страх в Коране
Можно определить и объяснить достойный похвалы страх, как особый вид внутреннего возбуждения и осознания, который заставляет человека разумно и в рамках шариата избегать опасностей, угрожающих ему в этом мире и в будущем. Согласно этому определению, можно увидеть явные примеры страха, которые не только не вызывают неприязни в культуре Корана и Ахль аль-Байта (а), но и их существование в жизни прокладывает путь для человеческого развития, и стремления к счастью.

Страх перед Богом
Один из наиболее важных и стратегических типов образовательных и моральных страхов в коранической культуре — это страх перед Богом. Многие люди в мире, лишили себя счастья и совершенства, лишив себя этим разделом страха. Фактически, страх перед Богом — это своего рода религиозное знание, которое позволяет человеку осознать присутствие, власть, славу и величие Всемогущего Бога. Это знание и осознание Всемогущего Бога побуждает человека укреплять в себе центр самоконтроля и не колебаться от лени в выполнении божественных заповедей и религиозных обязанностей. Многочисленные аяты Священного Корана свидетельствуют о важности и значении этого похвального страха в жизни человека.
Вот несколько примеров этого типа страха:
«Тем же, которые страшатся величия Господа своего, уготовано два сада» Сура Милостивый 46 аят
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» Сура Исторгающие аят 40-41
«Когда гнев Мусы (Моисея) спал, он взял скрижали, на которых были начертаны верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа» Сура Ограды 154 аят

Вышеупомянутые аяте являются убедительным свидетельством величия и важности страха перед Всемогущим Богом в материальной и духовной жизни. Имам Хусейн (мир ему) говорил о функциях и важности такого страха: «Никто не будет в безопасности в Судный День, кроме как богобоязненные».

Страх ада и вечной жизни
На самом деле, если бы все люди в материальной жизни обрели правильное понимание вечной жизни и воскресения и не игнорировали обещания мучений будущей жизни и ада, они никогда бы не позволили себе выйти за пределы божественных пределов и не стали бы небрежно выполнять божественные повеления. Поэтому в культуре Священного Корана одним из самых важных и прекрасных страхов, лежащих в основе человеческого счастья и совершенства, является разумное культивирование страха перед будущей и вечной жизнью.
Добрые и праведные слуги Бога всегда видели перед собой ужасные муки ада, и они никогда не пренебрегали ими, а также они не считали себя застрахованными от божественных мучений. Такие суждения вели их к счастью и совершенству. Например, мы можем сослаться на этот священный аят о том, гле Всемогущий Аллах перечисляет качества наилучших рабов и четвертным качеством Он называет страх перед божественным наказанием. Так Коран гласит: «И (они – это) те, которые говорят (обращаясь с мольбой к Аллаху): «Господь наш! Отврати от нас наказание Геенны [Ада]! Ведь наказание ею – неотвратимо (от того, кто попал в него навеки)! Поистине, она плоха как пребывание и место!». Сура Различение 65-66 аят.
Конечно, страх перед этими божественными мучениями ни в коей мере не должен нарушать нормальную жизнь человека в мирской жизни, другими словами, он не должен быть захвачен избытком этого страха. С другой стороны, этот страх должен иметь воспитательную функцию для человека, его производительность, положительно сказываться на его темпераменте и духе и предотвращать совершение запретных деяний в личной и общественной жизни. В одном из высказываний Имама Резы (мир ему) говорится: «Тот, кто ищет убежища в Боге от огня ада, но не воздерживается от похоти (которая ведет человека в ад), высмеивает себя». «Тот, кто помнит смерть и не готовится к ней, тот посмеялся над собой».

Боязнь греха и ослушания Всевышнего Бога
Страх греха и ослушание Всемогущего Бога — это другой вид, достойный похвалы, страха, который приводит людей к счастью в этом мире и в будущей жизни. Фактически, цель всех предыдущих страхов и опасений — это достичь этого уровня страха и опасения, когда человек перестает ослушаться Бога, что является признаком богобоязненности и крепости веры.
Коране гласит: «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепещать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо». Сура Пещера 49 аят

Back To Top