skip to Main Content

Терпение к мнению окружающих

Перед вами отрывок из слов аятоллы Месбаха Язди (р) в кабинете Верховного лидера, которые он произнес 12 мая 1992 года. Пусть эти рекомендации станут для нас полезным напоминанием.

Терпение к мнению окружающих

На предыдущих встречах было сказано, что ученые по вопросам нравственности разделили терпение на три типа в зависимости от тематики: терпение в поклонении, терпение в ослушании Бога и терпение в бедах. Но в человеческом поведении или в его мотивациях для проявления какого-либо отношения можно найти случаи, когда есть два или три типа терпения. В рассмотренных вопросах такийи нам стало понятным, что принципом этого было избавление человека от неприятностей и проблем, которые ему трудно вынести. Но иногда, действуя по приказу такийи и соблюдая интересы, которые в ней заложены, создается почва для новой задачи, требующей терпения и послушания. Представьте себе человека, который живет в группе инакомыслящих людей и вынужден воздерживаться от поведения, которое отражает его или его убеждения, чтобы спасти свою жизнь или интересы мусульман. Такой человек должен действовать вопреки своим убеждениям, а это требует терпения и выдержки. Здесь такия, которая была впервые установлена законом Ислама для предотвращения бедствий, требующих терпения, сама по себе является основанием для терпения в послушании.
Один из примеров, когда есть место для всякого терпения, — это когда человек сталкивается с теми, кто искаженно соблюдают правила шариата, преследуют его, оскорбляя и высмеивая его, или ведя себя вопреки его убеждениям, и у него нет другого выбора, кроме как терпеть их. Такой человек всегда тоскует по дому и чувствует себя одиноко среди окружающих, сталкиваясь с множеством препятствий и проблем в жизни. В такой ситуации человек должен вести себя вопреки своим убеждениям и обязанностям так, как это нравится другим, для того чтобы он / она могли легко жить с окружающими. Либо же ему придется мириться с трудностями, отстаивая свои идеи для выполнения своих обязанностей. Например, предположим, что кто-то должен пойти в офис, где мужчина и женщина, не являющиеся махрамом для него, работают вместе, чтобы что-то сделать там. Но они не соблюдают правила шариата, и их отношения друг к другу ничем не отличаются от отношения людей в паре. Что в такой ситуации делать человеку, который подчиняется правилам шариата? Отказаться от своего мнения и стать таким же, как они? Или терпеть их насмешки и оскорбления? Перед победой революции в Иране иногда возникали особые условия для религиозных людей, которые не могли справиться с царившей в обществе атмосферой и были вынуждены уйти из общества. В таких ситуациях слабые люди пытаются сравняться с другими, чтобы избежать проблем, вызванных этим. Человеческая природа такова, что сам человек не любит быть отделенным от других и прерывать общение с другими людьми, а также ему нравится удовлетворять окружающих. Иногда, в поисках высокого положения или дохода, ему приходится вести себя так, чтобы нравиться людям, чтобы привлечь их внимание. При таком раскладе он вынужден не следовать определённым религиозным предписаниям или же в выполнении их не брать во внимание определенные моменты. А иногда вовсе доходит до того, что он вынужден отказаться от своих убеждений.

Некоторым людям очень трудно пережить такую ситуацию, когда окружающие ожидают, что человек будет вести себя вопреки их убеждениям и обязанностям. В этих обстоятельствах терпение в исполнении долга в некотором смысле означает терпение в послушании. Терпеть преследования и жестокость других является терпением перед бедами. И так как человек воздерживается от совершения греха, это ещё и является терпением перед грехом. Такие условия в некотором смысле обычные и могут произойти в любом обществе. Поэтому в преданиях это считалось похвальным деянием, особенно во времена двух шейхов (имамов) (а), когда были тесные отношения между шиитами и суннитами, этому уделялось больше внимания. Был призыв к хорошему отношению к своим собратьям по вере и к терпению к преследованиям. Это положение существует по сегодняшний день среди шиитов, поэтому возможно некоторые сталкивались с этим и чувствовали на себе оскорбления, издевательства и преследования от других.
Существуют различные социальные факторы, которые могут заставить человека действовать вопреки своему долгу и воле Бога. Поэтому Ахль аль-Бейт (мир им и благословение Аллаха) всегда старались обучать своих последователей таким образом, чтобы они игнорировали посторонние отрицательные факторы (такие как насмешки, издевательства, отречения и прочее со стороны других религиозных конфессий) и пытались мыслить независимо до тех пор, пока это не вредит их религии. Конечно, соблюдение общественных интересов — это еще одна глава, требующая еще одной обязательной задачи. Из-за этой проблемы было выпущено много повествований от имамов (а) о долге людей в случае выбора между довольством Бога и довольством людей, и вот несколько примеров из них:
Передано от господина мучеников: — Тот, кто будет желать довольство Бога вопреки недовольству людей, Всевышний убережёт его от зла и коварства людей, а тот, кто будет желать довольство людей и любовь их вопреки недовольству Аллаху, Всевышний предоставит его людям.
Посланник Аллаха (с) говорил: — Если кто-либо ради довольства сотворенного не убережется от гнева Всевышнего, Всевышний предоставит власть сотворенному над ним.
Имам Реза (а) говорил: «Тот, кто ради довольства повелителя ослушается Аллаха, выйдет из религии и не будет иметь настоящей веры». Ведь настоящая вера, это поклонение Богу, а следствие этого подчинение Ему, поэтому тот, кто невнимателен к законам Бога подготавливает на самом деле себе почву для выхода из религии. В этих преданиях смысл заключается в том, что человек преследует только довольства людей ради собственной выгоды, не учитывая довольство Бога.

В других преданиях затрагивается тема оскорблений, насмешек и ругательств других, и мы приведем несколько примеров. Один из сподвижников имама Садыка (ас) по имени Альгаме пришел к имаму и пожаловался на клевету, насмешки и оскорбления людей. Имам Садык (а) ответил ему: — Знай, что ты не сможешь удовлетворить всех людей. Всегда некоторым людям будет нравится твоё поведение, а другие будут недовольны тобой. Вопреки мнению некоторых людей, которые думают, что лицемерным поведением и подстраиванием под других смогут добиться довольства всех. Конечно возможно, что временно получится добиться этого, но в итоге все узнают истинное лицо человека и отвернутся от него. Невозможно понравиться всем и не у всех есть контроль над своими языками. Имам Садык (ас) продолжил: — Неужели вы хотите спастись от языка людей?! В то время как пророки и приближённый к Богу люди не обладали таким качеством. Люди также говорили неуместные вещи о пророках, Их высмеивали и наводили клевету на них. Некоторым пророкам приписывали некрасивые вещи. Всевышний в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу (Моисея). Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом». (Сура Союзники 69 аят). Этот аят указывает на то, что они оклеветали пророка Мусу (а). Даже в отношение нашего пророка было подобное.
В этом предании имам (ас), после упоминания некоторых ложных обвинений в адрес предыдущих пророков, говорит: — Разве они не приписали нашему Пророку то, что он поэт и сумасшедший?! Конечно же идолопоклонники не имели ввиду красноречивого поэта, чьи стихи прекрасны. Они имели ввиду того, чья профессия была абсурдной и никчемной. Имам Садик (ас) говорит Альгаме: — Если такие приписывания были в отношение пророка Ислама, ожидаете ли вы, что вы будете в безопасности от языка людей и не станете объектом оскорблений и клеветы?!
Повелитель правоверных имам Али (мир ему и благословение Аллаха), дал наставления своему сыну не обращать внимание на слова людей, говоря: — Чего ты ожидаешь от людей?! Люди таковы, что если ты ученый, то они завидуют тебе и ищут в тебе недостатки и изъяны, чтобы опозорить тебя перед другими. А если ты не знаешь чего-либо и хочешь узнать, то они не захотят помочь тебе в познании этого. Если ты захочешь обрести знания, то они высмеют тебя, говоря, что ты бездельник, которому больше нечем заняться. А если ты откажешься от поиска знаний, то тебя назовут глупым и не талантливым. Если ты усердно станешь совершать богослужения, они назовут тебя лицемером, который делает все напоказ. Если ты проявишь молчание, тебя назовут немым, а если заговоришь, то назовут болтуном. Если ты потратишь деньги, они назовут тебя транжирой, а если начнёшь экономить, то назовут жадным. Если тебе понадобятся их деньги и ты попросишь их о помощи, они прервут с тобой связь, а если ты перестанешь обращать внимание на них, то возможно даже они назовут тебя неверным и вышедшим из религии. Имам Али (а) сказал имаму Хасану (ас), что люди таковы!

На этот счет есть много преданий, некоторые из которых мы упомянули здесь, которые относятся к нашей повседневной жизни. Если кто-либо захочет вести себя в обществе так, чтобы все люди стали его хвалить, он должен знать, что это не что иное, как мечта. Такой человек должен вести себя лицемерно, чтобы люди не были осведомлены об особенностях его убеждений и поведении. А тем временем ему, возможно, придется нарушить свои обязанности, или же ему придется вести себя так или говорить то, что не угодно Богу. Такой человек на самом деле является рабом народа, а не рабом Богом. О подобном человеке Коран гласит: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?». (Сура Коленопреклоненные аят 23)
Это обычная западная либеральная культура, которая пропитала мир и более или менее вошла в нашу культуру. Разве правильно говорить: «Наша обязанность заключается в том, чтобы видеть то, что хотят люди, и действовать соответственно»? Так какова роль Бога в этом? Совместима ли эта культура с учением религии Ислам и подготовкой религиозных лидеров? Разве для семейства посланника Аллаха было,что-либо важнее довольства Бога?

Это серьезная тема. Корень этой проблемы восходит к секуляризму (концепции, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий), который, к сожалению, проник в наше общество из-за влияния западной культуры. То есть место Бога в мечетях и храмах. Мы должны делать там то, что угодно Богу. Мое чтение молитвы должно быть правильным. Мы возьмем четки и будем произносить зикр и тому подобное. Но все остальное не имеет ничего общего с Богом!

Мы должны прояснить нашу задачу. Действительно ли мы подчиняемся Богу или же мы подчиняемся Божьему творению? Что для нас важнее: мнение большинства или шариат и правила религии? Если мнение народа должно было преобладать, то не стоило тогда повелителю правоверных имаму Али (а) сражаться с тремя группами после смерти пророка (с). Ведь большинство людей не желали мириться с тяготами и сложностями войны. Если это не так, то почему имам Али (а) в своих пламенных речах жаловался на людей и называл их «похожими на мужчин»? Разногласия людей с имамом Али (а) дошли до того, что он сказал : «Клянусь Богом, я бы желал обменяться с Муавией сподвижниками и отдать ему десятерых из своих на одного его сторонника». Почему? Потому что сторонники Муавии были стойки на своём заблуждении в то время, как вы слабы на своей истине. Пречистые имамы, да благословит их Аллах и приветствует, хотели научить нас стойкости в своей религии, убеждениях и поведении, и не шатались из стороны в сторону.

Если бы мнение большинства людей и им подобных в обществе соблюдалось, то всем пророкам пришлось бы отказаться от своей миссии. Разве на протяжении 950 лет миссии пророка Нуха (а) за ним не последовали лишь немногие? Смотрите что говорится в Коране, в суре «Поэты» в нескольких аятах повторяется одна и та же фраза: «..но большинство их не стали верующими».

В Суре Скот, 116 аяте говорится: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они следуют лишь предположениям и только измышляют». Пророки были посланы к людям, чтобы научить их мудрости и разуму, сделать их стойкими, подобно горе, в своих речах и поведении.

Если мы должны подчиняться большинству в соответствии с глобальной либеральной культурой, то не останется понятия истины и лжи на земле. Как считают многие школы философии, нет понятия добры и зла, ведь истина — это то, что хотят большинство людей. Законное правление — это то, что требуют большинство людей. Легитимность — это голосование народа, и если кто-либо из людей заговорит о Боге и Его роли в легитимности правления и назначении правителя, то они высмеивают его!

Пророки были ниспосланы для того, чтобы донести до людей, что они должны подчиняться разуму и логике, а там где разум не может ответить, то нужно обратить внимание на то, что говорит Бог. Если мы не будем обращать внимание на эти вопросы, то однажды мы откроем глаза и увидим, что нет и следа от Бога, религии, веры, Корана и имамов (а), и тогда мы перестанем отличаться от неверных. Поэтому мы должны быть осторожны с самого начала и серьезно относиться к религиозным вопросам. Запомните, что правильное и неправильное не зависит от слов людей. Мы должны руководствоваться Кораном. Если Бог считает что-либо истиной, то это и есть истина, даже если все люди считают это не истинной. А если Бог считает что-то ложью, то это и есть ложь, даже если все станут заявлять, что это истина.

В связи с этим было сказано: — Если у вас в руке будет драгоценный камень, и все люди станут говорить, что это грецкий орех, то из-за мнения людей, станет ли ваш драгоценный камень грецким орехом?! И если у вас будет в руке грецкий орех, а все люди станут говорить, что это драгоценный камень, из- за мнения людей вы станете богаче?

У нас есть не более двух источников познания, и это интеллект и шариат. Наше религиозное воспитание требует от нас не следовать за словами людей с юности, а требует от нас познать истину и подчиняться ей с помощью логики и разума. Не старайтесь ради чужих симпатий. Конечно, это не означает, что нужно не вступать в связь с людьми и сеять вражду и недовольства, но где бы мы ни узнали правду, мы не должны попирать ей из-за того, что говорят другие. Мы также должны относиться к людям с добротой, милосердием и любовью. Отношение наше должно быть таковым, которое притягивает других к истине, а не таковым, которые нас заставит следовать не истине. Это те моменты, которые, если мы будем соблюдать и следовать им с самого начала, то добьемся успеха в этом мире, а так же получим удел от Бога и счастье в следующем мире.

Back To Top