skip to Main Content

Как не грешить? (Часть 3)

Уважаемые братья и сестры! В преддверии месяца Рамадан наш проект islamro решил опубликовать для вас объемную статью в трех частях, где подробно разобраны методы для предотвращения греха. Ведь это настолько важный вопрос для всех нас, особенно в месяц Рамадан, что не уделить этому внимание было бы совсем нецелесообразно.

ЧАСТЬ 3

  1. Здоровое окружение

Один из способов предотвратить грех, — очистить свое окружение. Согласно Исламу, некоторые места и дела заставляют человека попадать в болото греха. Следовательно, их нужно избегать, но если все же столкнулись с ними, то им нужно противостоять. Вот некоторые из них:

а). Плохие друзья

Многие аяты и хадисы подчеркивают необходимость держаться подальше от плохих друзей и тщательно относится к выбору товарищей, потому что друг и товарищ играют важную роль в человеческом счастье. В Коране сказано: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне».

Важность этого вопроса настолько велика, что если окружающая среда вокруг человека настолько загрязнена, что лишает человека возможности религиозности и избежание грехов, то эмиграция и отдаление от такого места жительства считается обязательной задачей человека, которую разум и Коран одобряют: «Поистине, те, которых упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе [которые, имея возможность, не оставили место неверия], они [ангелы] скажут (ругая): «В каком положении вы были?» И скажут они: «Мы были слабыми на (своей) земле [не могли отвратить зло и притеснения от самих себя]». Они [ангелы] скажут: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться на ней (в другое место, где вы были бы в безопасности за свою веру)?» У таких (конечным) пристанищем станет Геенна [Ад], и скверно это пристанище!».

Имам Али (мир ему и благословение) во время проповеди Дибадж говорит: «Общение с людьми разврата и греха приводит к тому, что Коран забывается и появляется дьявол». Пример такого высказывания повелителя правоверных (а) можно рассматривать в жизни поэта Наджаши. Он был одним из поэтов, который писал стихи в пользу истинного войска (имама Али) в битве при Сиффейн. Его времяпровождение с плохими друзьями стало причиной заблуждения до такой степени, что он стал распивать алкоголь. Когда весть дошла до имама Али (а), он издал шариатское наказание в отношении его. Было приказано нанести ему 80 ударов плетью, а также еще 20 ударов плетью за нарушение святости месяца Рамадан, так как это произошло в священный месяц Рамадан. Тот, который до вчерашнего дня был влюблен и предан Имаму Али (мир ему и благословение), нашел укрытие у Муавии из-за влияния одного плохого друга и из-за поспешного и ошибочного решения, и в конце концов он стал одним из злодеев и преступников перед Всевышним.

б). Не оставаться наедине с намахрам (чужая женщина или мужчина)

Имам Садык (мир ему и благословение) в хадисе, цитируемом пророка (с), сказал: «Иблис пришел к пророку Мусе ибн Имрану (мир ему и благословение), и передал ему важные наставления, сказав: О Муса! Не оставайся наедине с женщиной, и она не должна оставаться наедине с тобой, ведь ни один мужчина не остается наедине с чужой женщиной, кроме как я становлюсь их сотоварищем, а не мои помощники».

Человек по имени «Мухаммад Тайяр» говорит: «Я приехал в Медину и стал искать дом в аренду. Я вошел в дом, в котором было две комнаты и только одна дверь между ними. В этом доме жила одна девушка. Она спросила меня: — Ты хочешь снять этот дом? Я ответил, что между этими двумя комнатами только одна дверь, а я молод. Девушка пообещала закрыть дверь. Я перенес свои вещи в тот дом и попросил девушку закрыть дверь, но она захотела, чтобы дверь осталась открытой, потому что боялась, когда дверь закрыта и она одна. Я попросил снова ее закрыть дверь, так как она была молода, и я тоже был молод. Девушка снова отказалась и сказала, что останется в своей комнате и не придет ко мне. Когда я увидел такую ситуацию, то я отправился к имаму Садыку (а) и попросил его разъяснить мою обязанность в данной ситуации. Имам сказал: «Уходи из этого дома, ведь когда мужчина и женщина живут в уединенных домах вместе, третьим с ними находится сам дьявол».

в). Контроль глаз

Еще один способ очистить окружение от предпосылки греха — это контролировать свои глаза. Имам Али (а) сказал: «Игнорирование запретного — хороший способ, который отвлекает человека от похоти».

Может возникнуть вопрос, в чем причина такого упора на контроль глаз? В мудрой своей речи верховный лидер Ирана объяснил причину этого следующим образом:

«Тот факт, что Ислам так много призывает нас к контролю глаза, не смотреть на запретный плод, будь это мужчина или женщина, заключается в том, смотря на запретный плод, вы лишаете свою супругу или супруга определенной доли взгляда, а значит определенный доли любви. Когда любовь в семье уменьшается, то семья разваливается. И тогда ты теряешь то, в чем нуждался, и приобретаешь в своем воображении то, что несет вред для тебя».

Вернувшись домой мужчина, не контролирующий свой взгляд, начинает представлять в уме то, что видел в недоступных для него женщинах. Затем он сравнивает их со своей женой и перестает интересоваться ею. Поскольку близость и постоянное общение с супругой для него становится обыденным, и он уже не замечает красоту и привлекательность своей супруги, а привлекательность других становится для него более заметной и важной. Критика супруга приводит к разочарованию второй половины и неспособности выполнять свои обязанности. Если их жизнь не приведет к расставанию, то наименьшим результатом будет то, что он сделает свою супругу сломленной и опечаленной. Пример этого зрелища и его зловещий конец можно увидеть в следующей истории. Расули Махаллати (да смилостивится над ним Бог) говорил:

Однажды дающий азан, который уже сорок лет произносил призыв к молитве, поднялся на вершину минарета, чтобы произнести призыв к молитве, а после призыва к молитве осмотрел дома вокруг мечети. Вдруг он увидел в одном из домов девушку, принимающую душ. Пока девушка была во дворе, его взгляд не покидал ее. Когда девушка вошла в комнату, он тоже спустилась с вершины минарета, направился в тот дом свататься к отцу этой девушки. Хозяин, знавший его, удивился и сказал: «Мы не можем дать мусульманину девушку нашей религии. Ты должны принять нашу религию».Мусульманин, который на протяжении всего времени был одержим похотью, согласился обратиться в их религию, чтобы осуществить свое желание и достигнуть свою цель. Поэтому он сначала принял их религию, а затем поспешил вверх по лестнице, чтобы пройти в свадебную комнату на верхнем этаже дома. Когда он дошел до последней ступеньки, его нога поскользнулась, и оттуда он упал во двор и умер, не достигнув своего желания и уйдя из этого мира неверным».

 

  1. Размышление и напоминание

Еще одно руководство, которое было дано, чтобы не впасть в грех, — это использовать уникальное мышление и созерцание для постоянного поминания. Воспоминание о божественных благодатях, смерти, расчете Судного Дня и последствиях греха. Если человек не воспользуется данным Богом путем и не станет советником самому себе, никакой другой советник не принесет ему счастья. Как сказал Имам Садык (а): «Тот, кто не имеет в себе проповедника от Бога, определенно не получит пользы от проповедей проповедников».

  1. Поминание божественных благодатей.

Пророк Худ (а) в проповеди своему народу призывал их вспоминать о божественных благодатях: «Помните о милостях Аллаха, — быть может, вы преуспеете». Есть уровени благодарности, наименьшая из которых, — это не использовать божественные благодати в непослушании Богу. Как сказал Имам Али (а): «Наименьшее право, которое имеет Бог над вами, — это чтобы вы не ослушались Его посредством Его благодатей».

  1. Поминание смерти

Память о смерти — еще одно средство предотвращения совершения греха. Посланник Аллаха (с) приказал многим своим сподвижникам помнить о смерти, и сказал: «Вспоминайте смерть очень часто, потому что память о смерти разрушает удовольствия и является препятствием между вами и прихотями».

Хасан Сайгал говорит: «Я спросил имама Садыка (а): — Люди передают от Пророка (с), что размышление в течение часа лучше, чем поклонение в течение ночи. Имам Садык (а) ответил: — Да, так говорил Пророк (с). Тогда я сказал: — Что это за мышление и как ее следует размышлять? Имам ответил: — Когда человек проходит мимо развалин, пусть скажет им: — Где жившие в вас?  Где построившие вас? Что с вами? Почему вы не отвечаете?».

  1. Поминание Судного Дня

Может возникнуть вопрос, не вызывает ли воспоминание о смерти и о Судном Дне грусть и депрессию? Дело в том, что все происходит в точности наоборот. У всех людей есть проблемы в жизни. Эти проблемы делают их жизнь горькой, но, если память о смерти и судном дне является одним из их постоянных атрибутов, то это укрепит их веру в конце этих проблем, они получат божественную награду в Судный День и это принесет им счастье.

Вера в награду и наказание за поступки и вера в то, что ни хорошее, ни плохое не будет забыто, может стать сдерживающим фактором в совершении греха. Даже вера в существование Воскресения заставляет человека быть осторожным и избегать грехов. Человек, который верит в воскресение, верит, что все его дела будут представлены в Судный день, и будет расчет за совершенное. В итоге человек станет осторожен в своем поведении.

  1. Поминание последствий греха

Другой фактор, который может быть эффективным в предотвращении греха, — это память о мимолетном удовольствии греха и его последствиях. В одном из хадисов имам Али (мир ему) сказал: «Даже если Всемогущий Бог не запрещал бы грешить, то мудрому человеку необходимо было бы все равно избегать их». Слово мудрый в этом повествовании означает, что пользуясь благами разума и мышления, человек стал бы дальновидным и предусмотрительным. Таким образом, что когда он увидит ​​почву для совершения греха, он обратит внимание на множество негативных последствий одного греха, и осознает, что все эти последствия не стоят нескольких минут мимолетного наслождения. Поэтому размышление о последствиях греха играет важную роль в сдерживании человека. Вот почему Посланник Аллаха (с) сказал:  «Дайте себе расчет прежде того, когда вам будет дан расчет, и судите себя прежде того, когда вас будут судить, и подготовьтесь к самому большому испытанию».

  1. Путешествие

Священный Коран часто говорит о том, чтобы люди путешествовали (изучая историю) и брали в пример поколения, которые были до них. Как говорится в 46 аяте суры «Хадж»: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди».

Повелитель правоверных (мир ему и благословение) сказал коротко, но с глубоким смыслом: «Достаточно размышлять о прошлом (для человеческого счастья)».

Имам Али (мир ему) в своем письме к имаму Хасану (а), которое на самом деле является «трактатом о счастье», сказал: «Дитя мое, прими известие о своих предшественниках и помни о том, что с ними случилось.  Путешествуй по их городам и среди их трудов и посмотри, что они сделали, и откуда они были переселены, и где они высадились и поселились. Если ты сделаешь это, то обнаружишь, что они оставили своих друзей и отправились на чужбину, и ты знай, что скоро и ты станешь одним из них».

 

  1. Воздержание от почвы для совершения греха

            Все мусульмане убеждены в том, что в любом божественном приказе есть мудрость либо явная, либо тайная. Некоторые божественные повеления являются подготовлением к более великому и мудрому повелению. Например, совершение омовения важно, но само по себе является почвой к более важному, а именно к молитве. В сфере запретов и предостережений некоторые виды поведения предостережены Богом, потому что они ведут к греху. Например, из-за опасностей языка настоятельно рекомендуется меньше говорить и избегать ненужной речи в качестве одного из способов предотвращения опасностей языка. Поэтому некоторые старейшины считают первым шагом к самоочищению вопрос «контроля языка». В исламских традициях ложь даже в шутку не рекомендуется. Имам Саджад (ас) сказал своим детям: «Избегайте лжи, мелкой или большой, серьезной или шутливой, потому что маленькая ложь заставляет человека не бояться большой лжи».

            Соблюдение полного хиджаба — это почва к тому, чтобы не разрушать семейную систему, предотвращать незаконные отношения, предотвращать рост разводов и так далее. Высокая чувствительность религиозных лидеров к этому вопросу объясняется его разрушительными последствиями. Эксперты считают, что непристойность, особенно в отношении религиозных людей и семей, порождает у супругов своего рода подозрительность, которая вызывает споры. Согласно некоторым исследованиям, семейные беспорядки являются причиной разводов номер один. Эти расстройства могут быть связаны с проблемами межличностного общения супругов. Несоблюдение хиджаба нарушает конфиденциальность мужских и женских отношений в обществе и распространяет в обществе плохие мысли, в результате чего увеличивается количество разводов и проституции.

            Одиночество. Подобно тому, как одни грехи возможны в группе и в компании плохих друзей, другие могут быть совершены в одиночестве. Поэтому время одиночества и разлуки следует заполнить религиозными, творческими, спортивными делами. Главное в качестве альтернативы использовать дозволенные увлечения.

            Молитва. Поклонение рабов не приносит Всемогущему и Самодостаточному Богу никакой пользы. Вся польза от молитвы направлена на самого раба. Одним из влияний молитвы на человека является его отдаление от грехов. Как Всевышний говорит в Коране: «О люди! Поклоняйтесь Господу вашему, Который сотворил вас и тех, которые [были] до вас, — быть может, вы станете остерегаться [гнева Его]». Также сказано о влиянии поста: «О те, которые уверовали! Предписан [сделан обязательным] вам (Аллахом) пост, как он (был) предписан тем (общинам), которые были до вас, чтобы вы этим остереглись (Аллаха) [чтобы вы, будучи покорными Ему и исполняя возложенные Им обязательства, могли отдалиться от совершения грехов]!». Молитва предотвращает совершения грехов, как сказано в Коране: «…совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного». Молитва настолько сильно удерживает человека от грехов, что посланник Аллаха (с) говорил: «Тот, кого не оберегает молитва от мерзости и предосудительного, не получит от намаза ничего, кроме отдаления от Бога».

 

  1. Поминание Всевышнего

В том аяте священного Корана, который мы приводили: «совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите» также сказано о поминании Аллаха. Толкователи по-разному объяснили данные слова, и некоторые из них взяли во внимание хадис от имама Садыка (а): «Смысл от поминания Аллаха в этом аяте означает вспоминать Всевышнего, когда человек стоит перед выбором дозволенного и запретного». Также посланник Аллаха говорил: «Всевышний сказал: — Всякий раз, когда я узнаю, что мой слуга часто занят поминанием обо мне и прославляет меня, я займу его общением со мной. Когда это случится, то я стану останавливать его и препятствовать ему в совершении ошибки. Воистину, они настоящие мои друзья. Они настоящие герои. Это те, из-за которых я откладываю наказание людей, когда хочу уничтожить землю и наказать ее обитателей».

История о женитьбе вора

Во времена Посланника Аллаха (с) в Медине жил человек с красивым лицом, чистым и приятным внешним видом. Выглядел он так, будто среди верующих он был самым выдающимся человеком. Иногда по ночам он занимался воровством, когда его не видели. Однажды ночью он поднялся по стене дома и увидел в нем много мебели и молодую девушку, которая была в доме одна. Он сказал сам себе: «У меня сегодня два счастья: одно — украсть всю эту дорогую мебель, второе — провести время с этой девушкой!». Именно в этот момент внезапно в его сердце ударила невидимая молния, и он подумал про себя, а не умрет ли он после этого греха и проступка? Разве Бог не накажет его после смерти? После долгих раздумий он пожалел об этом и вернулся домой с пустыми руками. На утро он пришел к пророку (с). Внезапно он увидел хозяйку того самого дома около пророка (с), которая сказала: «Я незамужняя и у меня много богатства. Я не хотела выходить замуж, но вчера вечером я подумала, что в мой дом хотят ограбить. Хоть он ничего и не предпринял, но напугал меня. У меня больше нет смелости оставаться одной в этом доме. Выберите мне мужа, если сочтете нужным». Пророк (с) указал на вора и сказал этой девушке: «Если хочешь, я могу выдать замуж тебя за него прямо сейчас». Девушка ответила: «Я не против». Пророк (с) женил того вора на этой девушке. Когда пара пришла домой, муж сказал: «Этим вором в ту ночь был я. Если бы я совершил кражу и провел бы с тобой несколько минут, то я бы совершил грех, как грех воровства, так и грех похоти. И несомненно я не смог бы быть с тобой больше одной ночи. Но поскольку я вспомнил о Боге и не согрешил, Бог установил мне такую судьбу, что в эту ночь я вошел в дом через дверь и теперь до конца жизни буду с тобой».

История о целомудренный женщине и монахе

От имама Саджада (ас) есть предание: «Однажды мужчина отправился в плавание со своей семьей, но корабль разбился и стал тонуть потонул. Спаслась только женщина. На доске женщина добралась до острова. На этом острове был бандит, который не боялся никакого греха. Когда он увидел женщину, он спросил у нее: «Ты человек или джин?», «Я человек», — сказала женщина. Грабитель, пытавшийся сблизиться с этой женщиной, увидел ее испуганной, поэтому спросил: «Почему ты так встревожена?». Указав рукой на небо, она ответила: «Я боюсь Его». «Ты когда-нибудь совершала этот грех?» — спросил бандит. «Клянусь Богом, нет», — ответила женщина. Под влиянием страха женщины перед Богом, бандит сказал: «Если ты, которая никогда не делала ничего подобного, так напугана, то клянусь Богом, я больше заслуживаю такой тревоги и страха». Затем он встал и вернулся к своей семье. Размышляя о своем раскаянии и исправлении по дороге, он увидел монаха. Монах сказал ему: «Попроси Бога послать нам облако». «У меня нет связи с Богом, чтобы я осмелился просить его о чем-либо», — сказал молодой человек. Монах сказал: «Тогда я помолюсь, а ты Аминь скажи». Вскоре появилось облако и бросило на них свою тень. Некоторое время они шли под тенью облака, пока не достигли перекрестка, и юноша пошел в одну сторону, а монах — в другую. Облако стало сопровождать молодого парня. Монах повернулся к нему и спросил: «Ты лучше меня, ведь на твою молитву был дан ответ, а моя молитву осталась без ответа. Что произошло с тобой?». Молодой парень рассказал ему свою историю с этой целомудренной и богобоязненной женщиной. Монах сказал ему: «Поскольку страх перед Богом пронзил все твое тело, все грехи прошлого твоего прощены. Поэтому следи теперь за своей будущей жизнью».

Back To Top