skip to Main Content

Надежда на Аллаха и укрепление этого качества

Надежда на Аллаха — это корень веры в единобожие и веры в силу Бога. Чем больше человек укрепляет свою веру, тем больше он полагается на Бога, возлагая на него все свои дела. Полагаться, означает доверять дела Богу и полагаться на Его благодать. Покойный Сайид Абдулла Шабар, один из великих ученых ахлага (нравственности) в толковании таваккула (полагаться на Бога), говорит: — Истина доверия – это тоже самое, что искреннее доверие Богу во всем и отказ от чего-либо, кроме Него, и это не противоречит изучению причин, при условии, что причины не рассматриваются как основной принцип в их судьбе. Следовательно, доверие не означает отказ от физической активности и усилий, а также рационального планирования.
Следовательно, доверие имеет тонкое и точное значение, которое, обращая внимание на мир причин, не дает человеку утонуть в нем, полюбить кого-то, кроме Бога, и оскверниться многобожием. Человек должен сначала использовать все средства, чтобы преодолевать трудности с полной силой и мощью и устранить препятствия на своем пути, и в то же время он должен полагаться на благодать Бога и Его бесконечную силу, и ждать победы от него, а не от других.
В хадисе Святой Пророк Ислама (мир ему и его семейству и благословение) спрашивает ангела Джабраила (а): — Что такое надежда на Всемогущего Бога? Джабраил (а) отвечает: — Истинная надежды заключается в знаниях и понимании того, что созданное не может причинить вреда, ни принести пользу, ни запретить чего-либо, ни дать что-либо, а также отчаиться в творениях (то есть зная, что все от Бога и по Его повелению).
В другом хадисе мы читаем, что Святой Пророк (с) в ответ на вопрос о надежде сказал: — Это значит не бояться никого, кроме Него!

Эти толкования наглядно показывают, что дух и истина надежды заключаются в прерывания своей надежды от созданий и возложение их на Создателя. В то же время в исламских традициях категорически отрицается значение концепции «надежда на Бога», заключающейся в прекращении использования обычных инструментов. Об этом говорится в известном хадисе: «Араб бросил своего верблюда в присутствии Пророка (с) и сказал: — Надеюсь на Бога! Святой Пророк (с) сказал ему: — Привяжи его, а затем положитесь на Бога!». (Аль-Мухаджа аль-Байда, том 7, стр. 426).

По сути, это Божья воля, чтобы люди в этом мире искали помощь в доступных средствах для достижения своих целей. Об этом говорится в известном хадисе имама Садыка (а): — Божественная воля состоит в том, чтобы все двигалось согласно причинам, поэтому Он для всего установил причину.

Таким образом, вкратце, надежда на Бога означает доверять Ему свои дела, подчиняться Его воле, не давать свободу причинам и обращать внимание на причины следствий. То есть, во время использования причин, помнить о том, что они не сами по себе появляются, а исходят все таки по воле Бога.

Шаги надежды: Надежду можно разделить на три типа:
Надежда на языке: Это означает полагаться на Бога только на словах. Когда человек говорит: «Полагаюсь на Аллах», но такая надежда не имеет большой ценности.
Убеждение в надежде на Бога: Это означает надежда, которая возникает из веры в то, что Всемогущий Бог действительно Всемогущ и Он действительно является опорой для всех и каждого!
Надежда на Бога сердцем: Оно означает доверие, которое стало результатом состояния, но также и добродетелей человеческой души, и, возможно, следующий благородный хадис относится к этой великой стадии доверия: Али ибн Сувайд говорит, что спросил у имама Мусы ибн Джафара (а) о следующем аяте: «И кто полагается на Аллаха, тому достаточен Он». Имам ответил ему: — Надежда на Аллах имеет несколько стадий. Одной из них является то, когда ты все свои дела возлагаешь на него, поэтому ты доволен любым результатом от Него. Когда ты знаешь и уверен, что он делает для тебя все во благо и на пользу, и знаешь, что в этом вопросе Он обладает мудростью, поэтому полагаешься на Него, доверяя Ему в этих и других делах».
В этом хадисе упоминаются две высокие духовные позиции, которые также входят в число столпов веры: 1. Положение довольства
2. Положение доверия.
Имам Али (а) говорит: — Вера имеет четыре столпа: Надежда на Бога, доверие Богу, смирение перед волей Бога и довольство Его решением.

В итоге, вера, которая является состоянием души и сердца, а не убеждение и слова имеет четыре столпа, которые все также относятся к душе и сердцу. Поэтому слова имама Мусы ибн Джафара (а) касаются состояния сердца и души, ведь там есть знание, уверенность, доверие и спокойствие. Первый этап, это упование лицемеров. Второй, это упование большинство мусульман. И третий этап, это упование искренних верующих рабов Аллаха, который является самым сложным.

В конце хотелось бы указать на некоторые последствия и плоды упования на Бога:

1. Сила сердца: Имам Али (мир ему и благословение) говорит: «Корень силы сердца — упование на Бога».
2. Устранение трудностей и облегчение работы: Имам Али (мир ему и благословение) говорит: «Кто надеется на Бога, невзгоды того будут укрощены, и средства будут легкими».
3. Непобедимость: Имам Бакир (а) говорит: «Кто надеется на Бога, тот не потерпит поражения, и кто ухватится за Него, тот не потерпит поражения».

Что касается ваших тревог и отчаяния по поводу будущего, лучше начать ответ на это с данного предания: «Прошлое прошло, и нет новостей о будущем, поэтому воспользуйтесь возможностью между двумя несуществующими вещами». Вы не знаете будущего, о котором беспокоитесь и отчаиваетесь. С другой стороны, будущее коренится в настоящем. Поэтому, если вы хотите улучшить свои будущие дела, вы должны делать то, что вы сегодня должны, тщательно и хорошо. И это единственный способ обезопасить свое будущее. Одним словом, потратьте свое время на то, что вам доступно. Каждый день человеческой жизни — это возможность, которую следует использовать. Зачем тратить впустую радость и комфорт, которые у нас есть сегодня, из-за будущего, о котором мы не знаем?! Имам Али (а) говорит: «Не добавляйте заботы годов будущего к своим сегодняшним заботам. На сегодня достаточно собственных проблем».

Если вы обратите внимание на свою прошлую жизнь, вы увидите Божью благодать и милость повсюду и на всех ее этапах, а внимание к бесконечным Божьим благодатей заставит человека быть благодарным Богу. Например, одним из Божьих благодатей является возможность обучения в высших учебных заведениях. Ежегодно тысячи людей сдают вступительный экзамен, и многие из них не проходят его по каким-либо причинам. Талант и возможности, данные вам Богом, стали причиной вашего успеха, и поэтому здравый смысл подсказывает, что такой человек, как вы, должен быть благодарен за это Богу.
Что бы не происходило с вами до этого момента, какого бы успеха вы не достигли прямо сейчас, вам следует благодарить Бога за все успехи и достижения.

Back To Top