skip to Main Content

Пример госпожи Захры (с) в воспитании детей

Начало нравственного воспитания ребенка
С того момента, как ребенок появляется на свет, его душа готова принять любую роль, как чистый лист, и первым писателем его роли является мать. То, что запечатлевается в сознании человека с детства, оказывает важное влияние на более поздние этапы его жизни. В одном из преданий говорится:
Мать пошла к ученому и сказала: — Моему ребенку четыре года, когда мне начать его воспитывать? Ученый ответил: — Если вы до сих пор не начали, вы зря потратили его жизнь, потому что с момента появления первой улыбки на губах малыша начинается время его воспитания.
С самого начала жизни своих детей госпожа Захра (мир ей и благословение) воспитывала и лелеяла своих детей и пыталась дать им образование.
Первое священное место, где человек получает психологическую и физическую помощь при рождении, — это дом и семейный очаг, и, несомненно, судьба каждого человека коренится в духе и качествах тех, кто был ему наиболее близок в детстве и младенчестве. Каким бы ни было поведение родителей, это будет главный образец для подражания их детей. Поэтому конструктивная роль родителей, особенно матери, в определении судьбы детей очень важна.
Ислам уделяет огромное внимание будущей личности ребенка, воспитанию и заботе его родителей. Все движения, жесты, действия и слова родителей затрагивают чуткую и нежную душу ребенка. Каждый ребенок наблюдает за тем, как ведут себя его родители. Родители обязаны позаботиться о будущем своих детей и позаботиться о том, чтобы невинный ребенок, не стал испорченным и несчастным. Святой Пророк (с) сказал: «Обучайте своих детей, ведь вы несете за них огромную ответственность».
Если мы внимательно посмотрим на жизнь непорочных имамов (мир им и благословение), которые являются примерами для подражания, мы обнаружим, что каждый из этих людей с деликатностью, чуткостью и вниманием следил за образовательными проблемами детей, особенно за развитием их душ и личностей.
Несомненно, все непорочные, и в особенности Госпожа Фатима (мир ей и благословение), как образец мусульманской матери в воспитании детей, был обусловлен их глубоким и правильным знанием наставлений, которые дает Ислам о людях и их воспитании. Пример воспитания детей Госпожи Фатимы (с) — лучший способ для того, чтобы построить чистое и процветающее поколение.
Госпожа Фатима (с), которая сама получила исламское образование, знала, что на воспитание детей влияет абсолютно все. Будь то кормление ребенка грудью или любящий взгляд матери, или же целование детей и тому подобное. 
Она знала, что должна воспитать имамов, таких как Хасан и Хусейн (мир им и благословение), и воспитать достойных женщин, таких как Зейнаб (с) и Умму Кульсум (с), и показывать обществу примеры, которые являются зеркалом и отражают истину духа Ислама. Поэтому мы должны использовать образовательные методы этого непорочного семейства для просвещения общества. Таким образом мы обеспечим вечное счастье себе и нашим детям.
Влияние духовной личности матери на ребенка (наследование)
Набор духовных и психологических характеристик матери является действенным фактором развития личности ребенка. Чистый образ матери влияет на существование детей таким образом, что дает почву для их будущего процветания.
Превосходство духовных заслуг госпожи Захры (с) были важным фактором в формировании личности ее благородных детей, как мы это наблюдаем из текста зиарата имама Хусейна (мир ему и благословение): «Я свидетельствую, что ты был светом в возвышенных чреслах и пречистых утробах! Не осквернило тебя невежество своим нечестием и не обернула тебя в мрак из своего одеяния!».
Великая личность, такая как имам Хусейн (мир ему и благословение), также стала возможной благодаря чистому роду и божественной природе его матери Фатимы Захры (с). 
Поэтому любая мать, которая хочет иметь детей верных и богобоязненных, должна сначала укрепить свою веру и набожность, чтобы вырастить пречистых и богобоязненных детей.
Влияние хорошего имени на личность ребенка
Выбор имени очень важен для ребенка, поскольку первое, что приходит к тонкому и чуткому пониманию ребенка, — это его имя, а также то культурное значение, которое несет это имя. Ведь оно оказывает огромное влияние на его душу и ум, поэтому имам Али (мир ему) считал, одним из прав, которые дети имеют перед своим отцом, это хорошее имя, и говорил: «Выбор подходящего и достойного имени — это право, которым ребенок обладает перед своим отцом».
Госпожа Захра (с) с помощью пророка (с) и имама Али (а) выбрала самые красивые имена для своих детей, и она наилучшим образом реализовала свое право на создание условий для наилучшего развития души и ума своих детей.
Поведение и практическая этика
Только советом невозможно научить других правильности моральных качеств, которые нужно соблюдать. Тот, кто хочет обучить другого, должен на практике придерживаться того, к чему сам призывает. Мать, заинтересованная в воспитании своего ребенка, должна обладать хорошими качествами и всегда соблюдать правильное поведение, чтобы ее дети могли следовать ее примеру на практике.
Госпожа Захра (с) познакомила своих детей с исламской этикой и поведением, показывая детям правильный путь на своем собственном примере. Имам Хасан (мир ему) говорил: «Я видел свою мать Фатиму (с), которая стояла у своего места для поклонения в пятницу вечером поклонялась Богу до самого рассвета, и я слышал, как она молилась за верующих мужчин и женщин и произносила их имена. Она много молилась за них, но он не молилась за себя, и тогда я сказал ей: — О мама! Почему ты не молишься за себя так, как за других? Она ответила: — Сынок! Сначала соседи, а потом уже собственный дом!» Она (с) дала своему сыну совет, которому сама следовала с ночи до утра.
Воспитание монотеистической личности
Отцы и матери обязаны знакомить своих детей с духом благочестия и развивать в них желание поклоняться и приближаться к единственному Создателю.
Дети, воспитанные с первых дней жизни с верой в Бога, обладают сильной волей и духом. С детства они зрелые и мужественные, и блестящие результаты их веры хорошо видны в их словах и деяниях.
Одним из наиболее важных вопросов, который великая женщина Ислама Фатима Захра (с) подчеркнула в своем поведении при воспитании детей, было уделение внимания духу поклонения и чувству благочестия в своих детях.
Единственный учитель того времени настолько укрепил страсть служения, преданности и подчинения Богу в сердцах и душах своих детей, что они считали лучшие дела, высшие удовольствия и самые прекрасные моменты, моментами поклонения и близости к Богу.
Госпожа Захра (с) с детства учила своих детей духу поклонения и служения и знакомила их с этим настолько, насколько они могли. Даже в ночь на двадцать третье число священного месяца Рамадан она будила своих детей и не давала им заснуть. Пророк (с) укладывал детей спать в течение дня, чтобы они полностью отдохнули, и давал им меньше еды, чтобы у них была лучшая и более благоприятная физическая и духовная обстановка на ночь. Он был настолько серьезен и решителен в этом деле, что не позволял никому из своей семьи заснуть, говоря: «Тот, кто лишен благословенной ночи, лишен силы». Будто Фатима (с) хотела представить красоту Бога в чистых сердцах своих детей с детства, показывая их душам сладость поклонения, чтобы их не привлекали ложные вещи в молодости. Этот метод обучения Фатимы (с), как очень желательная и применимая традиция, видится в будущем в речах непогрешимых имамов (мир им и благословение Аллаха).
Воспитание сентиментальной личности. Поцелуи и нежности с детьми.
Одна из важнейших потребностей каждого ребенка — чистые эмоции, любовь и привязанность к семье, родственникам и родителям. Когда ребенок напоен чистой любовью в семье, и его жажда любви и эмоционального внимания утолена, он входит в сообщество со спокойным, здоровым и живым умом, чтобы каждый мог наслаждаться благами его существования. Один из способов развить эмоциональную личность ребенка — это выражать любовь, в том числе целуя его. 
Неоднократные поцелуи Святого Пророка (с) лица и рук его дочери Фатимы Захры (с) были знаком и проявлением его любви к своему ребенку. Он очень любил заботу о детях. Однажды посланника Аллаха (с) целовал и обнимал имама Хасана (а), и Акра ибн Хабис сказал: — У меня десять детей, но я никогда не целовал никого из них. Святой Пророк (с) рассердился и сказал: «Если Бог забрал любовь из твоего сердца, что мне поделать? Тот, кто не проявляет милость к детям и не уважает взрослых, не из нас!».
Воспитание духа самопожертвования
Ставить других выше себя — очень ценный и моральный принцип, которым не каждый может обладать. Дочь пророка (с), воспитывала своих детей в таком духе.
После голодного дня во время поста, вечером, во время ифтара, позвонил в дверь голодный бедняк и попросил еду. Имам Али и Фатима (мир им и благословение Аллаха) предложили ему свою пищу, которая была буханкой хлеба. Их дети, увидев такой пример, последовали ему, и так продолжалось три дня. Через этот пример они научились ставить других над собой. Результатом этого духа самопожертвования является то, что благородные дети этих великих личностей жертвуют всем своим имуществом на благо Ислама. Они жертвуют собой ради прогресса и развития человечества.
Игра с детьми — эффективный метод обучения
Игра — это способ, который положительно влияет на настроение ребенка, развивает его творческие способности и наполняет его детские эмоции любовью. Игра матери и ребенка ускоряет физическое и умственное развитие ребенка и передает ему чистые материнские чувства, создавая в нем жизненную силу, творчество, инициативу, новаторство и уверенность в себе, а также обеспечивает основу для проявления скрытых талантов ребенка.
Обратите внимание на тот факт, что в игре тип слов и движений матери являются образцом для подражания ребенка, поэтому следует использовать соответствующие слова и предложения во время игр. Кроме того, в форме игр и шуток необходимо укреплять личность ребенка, его следует поощрять и направлять, чтобы он приобрел хорошие качества и ценности.
Рассказывают, что госпожа Захра (с) играла со своим сыном имамом Хасаном (а), и подняв его и говорила: «Мой сын Хасан, будь как твой отец, сними веревку угнетения с истины, поклоняйся Богу, дающему много благ, и никогда не дружи с угнетателями».
Также рассказывается, что когда она играла со своим сыном Хусейном (мир ему и благословение Аллаха), то говорила: — Ты похож на моего отца (пророка) и не похож на Али!
Молитесь за здоровье детей
Одна из обязанностей родителей — уделять внимание здоровью организма своих детей. Госпожа Захра (с) будучи образцом для подражания и образцовой матерью, внимательно следила за этим вопросом, а когда ее дети заболевали, она полагалась на Бога и молилась Ему об их здоровье.
Как говорит Ибн Аббас: — Когда Хусейн заболел, пророк (мир ему и его семейству и благословение Аллаха) пришел навестить их с группой сподвижников и сказал Али (а): «О Абу аль-Хасан! Хорошо, что вы дали обет для исцеления своих детей». Али (а), а также Фатима (с) и служанка Фадда поклялись, что, если он исцелятся, они будут поститься в течении трех дней.
Научная связь Госпожи Захры (с) с детьми
Имам Хасан Муджтаба (мир ему и благословение) приходил в мечеть каждый день в возрасте пяти лет, и слушал проповеди, которые святой пророк (с) читал в мечети. Позже он приходил домой и рассказывал все, что он там впитал. Он своей благородной матери все слово в слово, так как правом знаний является то, чтобы ты их распространял. Госпожа Захра (с) рассказывала все это имаму Али (а), когда он возвращался домой, поэтому однажды он спросил ее: — О Фатима! Тебя не было в мечети, как ты могла услышать эти слова? Она ответила: — Мой сын Хасан, каждый день пересказывает мне слово в слово то, что мой благородный отец рассказывает с минбара». Как мы уже говорили, Фатима Захра (с) вела научные дискуссии со своими детьми и поощряла их выступать с научными речами, помня все проповеди и слова Пророка (да благословит Аллах его и его семейство и да приветствует).
Back To Top