skip to Main Content

Свобода и воля

Деяния, которые человек совершает, делятся на две категории: принудительные, которые выполняются без воли и решения, и добровольные деяния, которые происходят после принятия решения самим человеком и его выбором. Во втором случае, сам человек является основным фактором в совершении деяния и считается ответственным за это. Соответственно, мы считаем его достойным похвалы или осуждения за то, что он содеял. Все правовые, религиозные, моральные и образовательные системы основаны на этих убеждениях, и довольство или раскаяние человека за то, что он сделал также просьба о прощение или требование своих прав находят свои истоки в вере и правильных убеждениях.
С другой стороны, также стоит принять, что различные биологические, природные, социальные и исторические факторы имеют определенное влияние в поведении человека, и в некотором смысле они играют роль в их формировании, и также у человека нет безусловной и абсолютной свободы ни в какой области.
В религии также встает вопрос о предопределении, судьбе, божественном желание и предвидение, включающее в себя добровольные действия человека. Теперь поднимается вопрос о том, насколько все это совместимо со свободой волей человека.
Упомянутые вопросы, наряду с фундаментальной ролью свободы воли человека в определении судьбы и организации жизни и достижения обретенного достоинства, вызвали серьезную проблему свободы воли человека среди различных народов и ученых различных научных дисциплин, последователей и мыслителей религий, поэтому данные вопросы нуждаются в отдельном рассмотрении.

Три важных взгляда на свободу человека
Проблема человеческого предопределения и свободы воли имеет долгую историю, и можно сказать, что после вопроса о человеческой судьбе, обсуждение любого вопроса доходит вплоть до дебатов о детерминизме (учении о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов) и свободе воли среди разных народов и конфессий.
Добросовестность свободы воли человека и обилие свидетельств о ней, с одной стороны, и эффективность некоторых непроизвольных факторов в добровольной работе и ее основах, с другой стороны, а также непонимание некоторых религиозных и, возможно, философских учений, привело к разногласиям на этот счет. Некоторые полностью отрицали свободу волю человека, а некоторые, веря в несовместимость детерминизма и свободы воли, приняли и то, и другое, не представив для этого разумных подтверждений. Последователи стоицизма (философского учения, утверждающего телесность мира как живого организма, органическую связь его с космосом и равенство всех людей, требующее сознательного подчинения человека господствующей в мире необходимости и победы над своими страстями) относятся к числу тех, кто возлагают ответственность за то, какой человек, хороший он или плохой, на самого человека. И все происшествия этого мира, даже действия человека, которые он совершает по собственной воли, считают предписанной Богом судьбой, которую невозможно изменить.
В религии Ислам ашариты приняли школу предопределения, а мутазилиты обычно прибегали к делегированию полномочий, и считали, что добровольные поступки человека совершаются только человеческой силой и его выбором вне зависимости от Бога. Подобный взгляд на всех существ в мире был выдвинут христианскими взглядами некоторых западных ученых.
Третья точка зрения в Исламе — это точка зрения последователей семейства посланника Аллаха (ас). С этой точки зрения человек в своих добровольных действиях не является принужденным и также не является полностью свободным, предоставленным самому себе. Истина, по их мнению, между этими двумя. Согласно этой точке зрения, деятельность человека не только не противоречит влиянию Бога в человеческих делах, а является самой истиной и помогает правильно познать Бога, человека и свободу воли.
Детерминизм (учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов) также существовал среди язычников до Ислама, и Священный Коран, цитируя его, как ложное мнение, ссылается на древнюю историю этой мысли в прошлом и говорит: — Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. (148 аят суры Скот).
Вывод состоит в том, что, хоть и проблема свободы воли человека неоспорима с точки зрения интеллекта, повествования и внутреннего опыта (совести) и существует множество реальных свидетельств, но по политическим причинам и неправильному пониманию некоторых религиозных и философских учений, группа в Исламе пришла к идее детерминизма и поверила в нее. Конечно такая идея не принадлежит только исламской группе, ведь среди мыслителей других конфессий есть придерживающиеся данной идеи.

Понятие воли
Слово «воля» используется по-разному. Здесь, — чтобы прояснить цель свободы воли человека, которая является основой для достижения обретенного достоинства, — упомянуты четыре из них:
1) Иногда человек попадает в особые обстоятельства, в которых он действует по принуждению. Например, мусульманин заблудился в пустыне, и голод ставит его в такое затруднительное положение, что его жизни угрожает опасность. Он не находит халяльной еды и у него есть только мертвечина. Чтобы спасти свою жизнь, он неизбежно питается мясом мертвечины для того, чтобы спастись от смерти.
2) Иногда человека заставляют отказаться от определенных ценностей для него, даже если он не хочет этого. Ему кто-то или что-то угрожает и вопреки его воле, заставляет его сделать что-либо. В пример можно привести мусульманина, который проявляет богохульство внешне и на словах отказывается от своей религии из-за угрозы смерти со стороны врагов Ислама. 3) Если у человека есть несколько способов сделать что-либо, он изучает и измеряет их, а затем выбирает один из них и решает как поступить ему. В таком случае говорят, что он действовал по своей собственной воле и желанию. Но если что-то делается без измерения, отбора и принятия решений, говорят иначе. Это похоже на дрожание руки человека, который не контролирует это и двигает своей рукой, не принимая решения об этом.
4) Свобода воля в значение довольства и желания в выполнение чего-либо. В этой работе победа, измерение и отбор не обязательны, ведь достаточно того, что нет безысходности и принуждения, а выполняется работа по собственному желанию и воле, чтобы назвать ее добровольной. Такова воля в делах Бога и ангелов. Согласно этому значению, Бог и ангелы выполняют свою работу добровольно, и нет никакого смысла им измерять и выбирать.
Из четырех упомянутых значений то, что принимается и желательно в отношение добровольных поступков человека и является основой для достижения обретенного достоинства, является третьим значением. То есть, когда человек выбирает один из множества путей и задач, стоящих перед ним, исследуя и измеряя их. Он делает все добровольно, шагая навстречу к своей хорошей или плохой судьбе. Следовательно, рассмотрение, отбор и принятие решений — три основных элемента свободы воли человека.

Доводы из Корана на свободу человека в его действиях.

Свобода воли человека — это концепция, одобренная Кораном и обозначенная многими аятами, четыре из которых относятся к:
1). Аяты , в которых прямо говорится о свободе человека. Пример: — Скажи: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». (Сура Пещера аят 29)
2) Аяты, в которых говорится о посланниках Бога и божественных книгах, как об окончании довода. Пример: — Всякий, кто погибнет, погибнет по ясной причине, а всякий, кто останется в живых, будет спасен разумом и обретет жизнь вечную. (Сура Трофеи аят 42). Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. (Сура Женщины аят 165).
3) Аяты, доказывающие испытания человека в этом мире. Пример: «Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше». (Сура Пещера аят 7).
4) Аяты, повествующие о хороших или плохих качествах людей, что доказывает их свободу волю. Пример: — Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Геенны, в котором они пребудут вечно. (Сура покаяние аят 68).

Back To Top