skip to Main Content

С чего выплачивается хумс?

 

Хумс выплачивается с нижеперечисленных вещей:

При получении прибыли: Когда человек получает прибыль с чего-либо, будь это торговое дело или промышленное, он должен раз в год выплачивать с остатка хумс.

При добыче полезных ископаемых: Когда человек находит полезные ископаемые, будь это золото, серебро, свинец, медь, железо, нефть, уголь, бирюза, агат и т.д.

При нахождении клада: Клад — это то, что спрятано в земле, на дереве или в гора. Тот, кто найдет клад, владелец которого неизвестен, должен выплатить хумс.

При смешивании дозволенного и недозволенного имущества: Если дозволенное и недозволенное смешаются так, что невозможно будет их отделить друг от друга. Когда владелец имущества и точная сумма неизвестны, то в таком случае выплачивается хумс, после чего данное имущество становится дозволенным.

При добыче со дня моря драгоценностей и минералов с помощью специального водолазного снаряжения: Если при погружении в воду человек найдет минералы и жемчужины, то после вычета своих расходов, он должен будет выплатить хумс.

При получении военных трофеев: Если мусульмане по приказу непорочного имама (а) будут сражаться с врагами и приобретут что-либо на войне, то после покрытия своих расходов: транспортировка, содержание и т.д., должны будут выплатить хумс.

При покупки земельного участка кафиром зимми (неверные, которые живут под покровительством мусульман) у мусульманина: Если кафир зимми купит у мусульманина земельный участок, то он должен будет выплатить хумс.

Разделы хумса и их использование

Хумс делится на две части:

  • Одна часть принадлежит Имаму (а). Во время сокрытия имама (а) хумс выплачивается ученым, исламским законоведам (муджтахидам) в отношение которых имам (а) сказал: — Воистину они являются моими доводами, а Мы (имамы) являемся доводами Аллаха. Следовательно, хумс должен выплачиваться ученым, которые руководят и управляют обществом и занимаются духовными делами. А они в свою очередь тратят этот хумс на распространение и сохранение религии, а также удовлетворение нужд обездоленных
  • Другая часть принадлежит бедным потомкам пророка (сейидам), которые стали сиротами, беднякам, оставшимися в пути и т.д.

Небольшое примечание:

  • Согласно аяту Корана и некоторым приданиям, из всего того, что приносит прибыль, должен выплачиваться хумс. Но согласно приданию, человек, который получает прибыль, должен выплатит хумс в конце года с оставшейся суммы после оплаты всех необходимых расходов.
  • Тот, кто должен выплатит хумс, не может отложить выплату этого хумс, а должен отделить ту часть, которую должен выплатить от другого имущества, и остальным распоряжаться. Но если он не может выплатит хумс одним разом, то он может взять разрешение у муджтахида или его представителя о выплате этого хумса постепенно.
  • Любое использование хумса без разрешения муджтахида не дозволено. Кто на эти деньги заключит сделку, то 1/5 часть этой сделки будет недействительной. Если на эти деньги будет куплена еда, то она будет не дозволена к употреблению, а если будет куплена земля, одежда или ковер, то намаз, малое омовение и большое омовение будут недействительными в них.
  • Человек, зарабатывающий на машине, или получающий прибыль с магазина, должен выплачивать хумс.
  • Вещь, с который был выплачен хумс становится очищенной, поэтому с нее больше нет нужды выплачивать хумс повторно. Но если эта вещь будет приносить прибыль, будет развиваться, или ее цена возрастет, то с нее вновь нужно будет выплатить хумс.
  • То, в чем человек нуждается, например, как дом, одежда, еда, паломничество, гостеприимство, мебель и предметы домашнего использования, или то, что он дарит людям, учитывая его статус и положение, не нуждается в выплате хумса, если эти деньги были заработаны в том году.
  • Если подаренная вещь пролежит год у человека, и не будет использована, то за эту вещь нужно будет также выплатить хумс (некоторые ученые)
  • Если человек покинет этот мир, будучи должен хумс, то его наследнику нужно выплатить за него хумс
  • Если человеку достанется что-то, и он уверен, что за него не был выплачен хумс, то он обязан выплатить хумс за ту вещь.
  • Если человеку достанется наследство или приданое, за которое хумс заранее не был обязателен, то хумс за эти вещи не обязателен.

Роль хумса в сохранении религии и в устранении беспорядков

Нет сомнения в том, что религия для сохранения, распространения и управления нуждается в финансах. Религия Ислам установила для этого бюджеты, и некоторые источники богатств объявила государственной собственностью, а хумс является одним из основных бюджетов Ислама, который в сохранении религии и управлении ею, а также в обеспечение интересов общества и удовлетворении его потребностей имеет особую роль. Торговец как-то попросил непорочного имама (а) освободить его от хумса, на что имам (а) ответил: — Нет! Ты должен выплачивать хумс, посредством которого мы будем распространять религию, укреплять и поддерживать наше достоинство перед лицом врага и помогать бедным. Доля потомков пророка (сейидов) пойдет на удовлетворение потребностей бедных, осиротевших, беспомощных сейидов, поскольку запрещен для них закят. А доля имамов (а) позволяет имаму (а) и другим религиозным лидерам продвигать религию, управлять ее организацией и обеспечивать интересы общества. В истории мы видим, что правители-диктаторы, не выплачивали долю, принадлежащую последователям Али ибн Абу Талиба (а), и хумс был единственным источником, до которого не могли добраться диктаторы, и который находился в руках имама (а) и исламских лидеров.

Живой свидетель

Невозможно отрицать то, что на протяжении всей истории, только шиитские научные центры были свободны во всех отношениях и не зависели ни от какой власти и правительства. Они полагаясь только на Аллаха выполняли свой долг, распространяли религию, противостояли врагам, а живым свидетелем этому является противостояние ученых шиизма и шиитских научных центров шахскому режиму. Когда ученые и шиитские научные центры сыграли большую роль в свержении шахского режима, то было очевидным, что способствовало этому независимость шиитских научных центров, благодаря хумсу, который находился в распоряжении ученых. Они вели простую жизнь и не нуждались в выплатах государства. Такого рода независимые ученые не найдутся ни в одной точке мира, но смотря на ученых других конфессий, то мы наблюдаем, что все они зависимы от государства, помимо того, что они не ведут с ними борьбу, так они помогают им, и в следствии этого не могут распространять религию так, как такого она требует, и причиной всему это служит отказ от обязательного налога (хумса). Поэтому они лишены благодати хумса. 

Следовательно, ученые должны также продолжать жить обычной жизнью, и шиитские научные центры также должны оставаться независимыми и существовать за счет хумса, который народ обязан выплачивать и выплачивает от всего сердца. И мусульмане должны уделять больше внимания важности хумса и не должны сдерживать себя от выплаты хумса. Если исламское правительство предоставит научным центрам хумс от полезных ископаемых, то бюджет научных центров будет не малым, и за счет этих денег будут строиться научные центры, распространятся религия и многие проблемы общества будут решены.

Back To Top